Рецензия на фильм «Капитан Волконогов бежал»: Потому и страшно
Оценка: 9 из 10
Премьера фильма «Капитан Волконогов бежал» состоялась в конкурсной программе 32-го «Кинотавра». Режиссёры: Наташа Меркулова и Алексей Чупов. В ролях: Юра Борисов, Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Владимир Епифанцев, Анастасия Уколова и другие.
Летит огромный красный дирижабль над советскою землёю. В небе – тревожный привкус перемен, под ним – любимый Петербург и немножко тлен… Похоже на прозу Маяковского, но это сцена из нового фильма режиссёрского тандема Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – «Капитан Волконогов бежал», отобранного в основной конкурс Венецианского кинофестиваля, а теперь под длительные «каннские» аплодисменты с энтузиазмом встреченного на «Кинотавре». Для авторов, до этого снимавших интимные картины о кризисе личности и обнажённых душах, размашистая историческая картина о Большом терроре – радикальный шаг вперёд по всем направлениям и попросту выдающееся произведение, стирающее грани между колкой правдой и художественным вымыслом, между современным искусством и историей нашей страны. Так строят на века. Так закалялась сталь.
Капитан Фёдор Волконогов (Юра Борисов) служит в правоохранительных органах – в НКВД. Служит верно, приказы сомнениям не подвергает, руководство им гордится, а коллеги уважают. Но случается 1937 год. В партийных рядах начинаются чистки, основательные и беспощадные. Сегодня они добираются и до отряда капитана – всех по одному вызывают на какую-то внезапную «переаттестацию». Фёдор понимает, что запахло жареным, и в самый последний момент решает бежать. Ловец становится зверем – теперь не будет красная полоса, не будет зверь бежать на ловца.
Внезапно к Волконогову, как у Диккенса, является бывший соратник по отряду и, кажется, его единственный друг. Является с того света. Новости у него скверного характера: говорит, мол, там все наши, все в аду, все в бесконечных мучениях за то, что они творили при жизни, но у тебя, дружище, ещё есть шанс избежать попадания сюда. За всех, ты ответишь за всех, ты ответишь за всех, отвечай за слова. Товарищ (его играет Никита Кукушкин) сообщает Волконогову, что если тот до своей смерти сможет выпросить прощение хоть у одной своей жертвы, то его отправят в рай. Ноша тяжела, горло просит ножа, но капитан, цепляясь за соломинку, намерен сделать всё, чтобы добиться искупления при жизни.
«Капитан Волконогов бежал» — кино, богатое на неожиданные художественные решения. Оно, с одной стороны, историческое – местом действия выбран Петербург, город, олицетворяющий вечность и обтекаемость времени, даже сейчас, просто прогуливаясь по его улицами и переулкам, можно запросто обнаружить себя в другом веке. В фильме же такая аутентичность подчёркивается вдобавок старыми трамваями, заставленными советскими интерьерами, «маузерами» и раритетными автомобилями ЗИС и Газ. Но с другой стороны, пространство и время «Капитана Волконогова» абсолютно условно: сотрудники НКВД носят дизайнерские красные спортивки (как будто из клипов Shortparis), речь героев полна анахронизмов, а сюжет о поиске прощения и вовсе выводит происходящее на территорию вневременного трансцендентального кино.
Работа художников-постановщиков проделана колоссальная, с её помощью Меркулова и Чупов доводят свой фильм до завораживающих эстетических противоречий. Элементы современного искусства просачиваются в чисто кинематографический гротеск, неожиданный абсурд резко контрастирует с трезвостью политического высказывания авторов, а смена жанров и режиссёрских интонаций ловко переключают «Волконогова» с триллера на драму, с экзистенционального хоррора на изящно упакованную сказку для взрослых.
«Капитан Волконогов бежал» доказывает, что феномен Юры Борисова возник не на пустом месте. В нынешнем сезоне ни один крупный мировой фестиваль не обходится без фильма с его участием. Где-то у него яркие роли («Петровы в гриппе»), а где-то маленькие и незначительные («Герда»), однако именно у Меркуловой и Чупова актёр раскрывает весь свой профессионализм, в полном спектре демонстрируя, на что способен в умелых режиссёрских руках. Все самые сильные эпизоды фильма строятся на актёрском мастерстве Борисова, способного, как выяснилось, без лишних слов выразить больше, чем того требует сцена.
Третий полнометражный фильм тандема Наташи Меркуловой и Алексея Чупова – амбициозный и пугающий своей грандиозностью парад художественной выразительности, красивый и беспощадный, не боящийся применить по отношению ко зрителю «особые методы»: неожиданный сюжет с притчивой основой, заряженного Юру Борисова и яркие аллюзии на неизменность времени, в котором всё так же на каждое наказание должно быть преступление. Потому и страшно.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
К 80-летию Победы запущен телеканал «Патриот»
Медиахолдинг «Цифровое телевидение» к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне запустил телеканал «Патриот». Старт вещания приурочен к объявленному президентом России Владимиром Путиным Году защитника Отечества. «Патриот» — телеканал для тех, кто любит Россию, чтит историю страны, традиции, культуру и гордится подвигами и достижениями Родины.
Слоган нового телеканала — «Кино любимой страны» — отвечает задачам редакции по созданию программной сетки, в основе которой художественные фильмы и сериалы, рассказывающие о победах, семейных ценностях, культуре и традициях российского народа. Библиотека телеканала насчитывает более 1000 часов контента киноконцерна «Мосфильм», архива Гостелерадиофонда, ВГТРК, а также российских и советских киностудий.
В эфире будут транслироваться легендарные советские кинокартины: «Пришёл солдат с фронта» Николая Губенко, «Баллада о солдате» и «Сорок первый» Григория Чухрая, «Бабье царство» Алексея Салтыкова, киноэпопея «Освобождение» Юрия Озерова, «Иваново детство» Андрея Тарковского, а также «Война и мир» и «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина, «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. Также зрители увидят довольно редкие ленты: «Время, вперёд!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной, «Комиссар» Александра Аскольдова, «Крылья» Ларисы Шепитько, «Так жить нельзя» Станислава Говорухина, «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова, «Тимур и его команда» Александра Бланка и Сергея Линкова. Кроме того, в сетке — современные сериалы и фильмы.
Созданием «Патриота» занимается творческая команда телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». Распространением — компания «Сигнал Медиа», входящая в ГК «Цифровое телевидение».
Два клипа из сериала «Мажор» вышли к юбилею проекта
Два музыкальных клипа к десятилетию франшизы «Мажор» представил 15 января 2025 года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». Это «Cheat Code» группы Sollar и «Roar» композитора Сергея Каширина в живом исполнении с кадрами из проекта.
Песня «Cheat Code» впервые прозвучала на заставке сериала «Мажор». Для композитора Артёма Федотова этот трек стал дебютом в сольной карьере под псевдонимом Sollar. Сейчас он выступает под этим именем вместе с музыкантом Антонио Реоли. Также Артём Федотов работал над музыкой к проектам «Хороший мальчик», «Вечная жизнь Александра Христофорова», «Выше неба», «Райцентр» и другими.
Композитор Сергей Каширин, автор трека «Roar», работал над музыкой для таких проектов, как «Духless 2», «Хрустальный», «Пищеблок», «Трасса» и многих других.
Сериал про мажора Игоря Соколовского, ставшего полицейским, созданный продюсерами компании «Среда» Александром Цекало и Иваном Самохваловым, в декабре 2024 года отметил десятилетие: премьера первого сезона проекта состоялась на Первом канале в декабре 2014-го. На данный момент вышло четыре сезона и два полнометражных фильма.
Команда сериала вновь собралась на площадке для съёмок юбилейного спецэпизода «Мажор 10 лет», который вышел на «Кинопоиске» 21 декабря 2024 года. В документальном фильме также прозвучали треки «Cheat Code» и «Roar».
- Для меня лично «Мажор» стал важной отправной точкой и возможностью написать что-то, что останется на годы, - говорит Артем Федотов. - Песню «Cheat Code» до сих пор стабильно слушают, ищут и любят. Это невероятное чувство. Я благодарен создателям вселенной проекта за такую привилегию.
- Писать песни для «Мажора» всегда очень интересно, но не всегда просто, поскольку нужно выжимать чуть больше максимума эмоций, - признается Сергей Каширин. - Будь то экшн-сцена, любовная или комедийная сцена, песня должна всегда на 101 процент попадать в цель и в сердце зрителя. Судя по тому, что люди до сих благодарят за песни к «Мажору», смею надеяться, что мне это действительно удалось.
Александр Метёлкин и Никита Кологривый сражаются за руку и сердце Валентины Ляпиной в трейлере «Царевны-лягушки»
Первый трейлер фильма «Царевна-лягушка» представила 15 января 2025 года кинокомпания «Наше кино». Сюжет русской народной сказки перенесен в наше время.
Наследник богатой корпорации Иван (Александр Метёлкин) ищет себе невесту и решает жениться на той, что найдет его мячик для гольфа. Но ловит его… лягушка, в которую превратил Василису Прекрасную (Валентина Ляпина) злой волшебник Кощей (Никита Кологривый) из-за отказа девушки выйти за него замуж. Теперь Ивану предстоит расколдовать Василису, а мешать ему будет тот же Кощей, в современности ставший влиятельным бизнесменом.
В фильме режиссера Александра Амирова также снялись Роман Курцын, Алиса Руденко, Виктор Логинов, Елена Ксенофонтова, Светлана Пермякова и другие.
В российский прокат «Царевна-лягушка» выйдет 6 марта.