Масштабную программу выставки-форума «Уникальная Россия» представят в ТАССУмер итальянский модельер Роберто КаваллиУмер О. Джей СимпсонИлья Авербух и Лиза Арзамасова ждут ребёнкаПевец Евгений Кунгуров покончил с собойМария Шумакова стала мамойАйла Фишер и Саша Барон Коэн разводятсяНуки ушла из группы «Слот»Александр Семчев и Ирина Пегова стали народными артистамиТейлор Свифт стала миллиардершейУмерла актриса Татьяна КонюховаРоберт Паттинсон и Сьюки Уотерхаус стали родителямиКэмерон Диас снова стала мамойМузыканты «Пикника» живы и в безопасностиКейт Миддлтон проходит лечение от ракаПеред концертом «Пикника» в Crocus City Hall произошел терактНикиту Кологривого арестовали на семь сутокСпортивный комментатор Василий Уткин умер на 53-м году жизниРегина Тодоренко получила гражданство РФВалерий Леонтьев заявил об уходе со сцены в день 75-летия

Круглый стол УПРАВИС: «Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом»

Круглый стол «Деятельность УПРАВИС в части защиты прав авторов произведений изобразительного искусства и международный опыт в данной сфере» состоялся 1 июня 2019 года в рамках Международного фестиваля «Интермузей-2019». Спикеры, в число которых вошли ведущие российские и международные эксперты в области права, обсудили, за что музеи должны платить авторам художественных полотен, можно ли посетителям выставок выкладывать в соцсетях фото на фоне музейных экспонатов, а галереям - издавать каталоги с изображением своих же картин, а также многие другие правовые вопросы.

В круглом столе приняли участие генеральный директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес и его заместитель Олег Патрин; руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин. О международном опыте применения авторского права рассказали начальник отдела лицензирования Авторского общества художников и дизайнеров Великобритании (DACS) Виктория Хупер и менеджер по индивидуальным правам Общества по защите прав авторов визуальных произведений Нидерландов (PICTORIGHT) Сандер ван де Виел.

Открывший круглый стол Эрик Вальдес-Мартинес сообщил, что с 2018 года заметно активизировалась работа по коллективному управлению исключительными правами фотографов, художников, скульпторов, и других авторов произведений изобразительного искусства, а также в сфере управления и защиты авторского права при реализации права следования. Связано это в первую очередь с приходом новой команды в УПРАВИС и внесением изменений в законодательство. В июне вступила в силу новая редакция статьи 1293 Гражданского кодекса о праве следования, а в сентябре – постановление Правительства №285, детально регламентирующее сведения о перепродаже произведений изобразительного искусства и порядок выплат авторам.

В России и за рубежом это право распространяется на авторов при жизни и переходит к наследникам.

По словам г-на Вальдес-Мартинеса, УПРАВИС в последнее время значительно расширило свое представительство, наладив сотрудничество с иностранными организациями, в том числе c ADAGP (Франция), VEGAP (Испания), ARS (США), DACS (Англия), BUS (Швеция), SIAE (Италия), BONO (Норвегия), PICTORIGHT (Нидерланды), SAVA (Аргентина), OOA-S (Чехия) и многими другими. Это должно обеспечить российским авторам и иным правообладателям защиту их авторских прав за пределами Российской Федерации. Кроме того, заключение Соглашений дает УПРАВИС право выдавать разрешения и собирать вознаграждения на территории России в пользу авторов – членов иностранных обществ в сфере управления их исключительными правами.

Что касается произведений изобразительного искусства, то с их авторами УПРАВИС работает как по прямым договорам, так и по договорам о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями.

- Особенность нынешнего российского законодательства, - объяснил Вальдес-Мартинес, - в том, что даже если произведение продано музею, автор или его наследники (в течение 70 лет после смерти автора) все равно остаются владельцами исключительных авторских прав.

Виктория Хупер рассказала, как система вознаграждений авторов действует за рубежом:

- DACS работает с 41 организацией (музеи, аукционы) из 38 стран. В 2018 году мы выплатили 25 тысячам художников 18 млн фунтов. Мы сотрудничаем с обществами художников - Дали, Пикассо и других. Одно из самых ярких воспоминаний – помощь музею в организации выставки Анри Матисса, которая стала настоящим «блокбастером» по количеству посетителей. Однако с именем этого художника связан и громкий скандал. По тематике его картин одной из компаний без урегулирования авторских прав была выпущена коллекция сережек и ожерелий – в результате ее всю пришлось уничтожить. Компания понесла не только финансовые, но и репутационные потери.

По словам Сандера ван де Виела, PICTORIGHT очень похожа на DACS. Общество представляет права двух тысяч голландских художников, фотографов, архитекторов, скульпторов, а также более 100 тысяч художников международных обществ.

- При повторном использовании изображений художник получает 4% от суммы. Цифра не очень большая, но для нас это достижение – раз работы художника пользуются спросом, получается, что он получает прибыль от собственного успеха, - признался Сандер ван де Виел.

В УПРАВИС, как сообщил Алексей Кисточкин, постоянно обращаются новые авторы, которые хотят, чтобы Ассоциация представляла их интересы. Необходимость сотрудничества с организацией поняли, по словам Олега Патрина, и сотрудники музеев, которые запрашивают разрешения на использование изображений в печатной и сувенирной продукции.

- Даже если музей приобрел произведение искусства, далеко не всегда он обладает на него исключительным правом, - пояснил Патрин. – Такое право должно быть оформлено документально, и тогда изображения можно использовать где угодно – от каталогов до сувенирных кружек.

При нарушениях УПРАВИСу приходиться отстаивать авторские права с помощью судов, и проигранных дел пока нет. Чаще же заключаются мировые соглашения: еще до суда или в самом начале процесса ответчик понимает, что что лучше заключить лицензионный договор, дающий право использовать произведение, чем выплачивать значительную компенсацию.

Однако для сотрудников музеев и галеристов - даже продвинутых - все пока не так ясно. К примеру, массу вопросов вызывает использование авторских произведений в интернете. Посетители музеев постоянно фотографируются на фоне картин или просто делают снимки полотен, а потом выкладывают их в соцсетях. Чем с точки зрения законодательства отличается снимок картины от снимка посетителя на фоне картины? Этот вопрос задала спикерам директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова.

Сандер ван де Виел ответил, что в Нидерландах два месяца назад появился закон, согласно которому в соцсетях запрещено размещать любые снимки из музеев. Если же фото все-таки было опубликовано – художнику положено вознаграждение.

Еще один важный вопрос, связанный с использованием изображений, касается публикаций картин в каталогах, распространяемых в сети и в печатном виде. Музеи могут свободно использовать без получения разрешения от правообладателей и выплаты им вознаграждения произведения изобразительного искусства только в своих каталогах выставок и изданиях, посвященных исключительно коллекции музея. В случаях же размещения произведений на сайте музея всегда необходимо разрешение, то есть заключение соответствующего лицензионного договора. По словам Олега Патрина, в основном все крупные государственные музеи, в том числе Русский Музей, ГТГ, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина и многие другие успешно взаимодействуют с УПРАВИС, заключая договоры на использование произведений изобразительного искусства в печатных изданиях и в интернете.

В Нидерландах, по словам Сандера ван де Виела, существует запрет на публикацию работ художников в печатных изданиях. У музеев есть право изготавливать постеры для рекламы выставок, но не делать каталоги на продажу. В Великобритании организаторам выставок без разрешения автора запрещено делать и постеры – в рекламе может использоваться только заголовок и сроки проведения мероприятия, добавила Виктория Хупер.

Наталия Гергерт, InterMedia

Скончался Зураб Базоркин из Самарского театра оперы и балета

соцсети

Актер и педагог Зураб Базоркин скончался на 78-м году жизни 24 апреля 2024 года. Соболезнования по поводу его кончины выразил коллектив Самарского театра оперы и балета, в котором он служил с 1976 года. Прощание с Зурабом Базоркиным состоится в Колонном зале театра в 25 апреля.

Среди ролей актера - Амонсро ("Аида"), Ренато ("Бал-маскарад"), Онегин ("Евгений Онегин"), Мизгирь ("Снегурочка") и многие другие. Зураб Базоркин был народным артистом Ингушской АССР.

Как мы сообщали ранее, Филипп Лоденбаш умер на 89-м году 22 апреля 2024 года.

Фото: соцсети
Теги: смерть
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

«Ундервуд» отметит столетие Булата Окуджавы «Сентиментальным маршем» в МХТ имени Чехова

Лиза Беляева

Концерты «Сентиментальный марш», приуроченные ко Дню Победы и столетию Булата Окуджавы, пройдут в МХТ имени Чехова 8 и 9 мая 2024 года. Со сцены группа «Ундервуд» исполнит такие песни юбиляра, как «Надежды маленький оркестрик», «Песенка о бумажном солдатике», «Полночный троллейбус», «Дежурный по апрелю» и другие. Актеры Константин Хабенский, Ульяна Глушкова, Елизавета Ермакова и Владислава Сухорукова прочтут стихотворения Булата Окуджавы, отрывки из воспоминаний самого поэта и его современников.

- В моем детстве и юности везде, в том числе и в моей семье, звучали песни Окуджавы, и я впитал их в себя. Но уже в период студенчества, исполняя эти песни, я чувствовал, что они по энергии имеют право существовать в другом регистре, - говорит Константин Хабенский. - Эта идея долго сопровождала меня, и однажды я поделился ею с ребятами из «Ундервуда». Мы решили рискнуть и записать свои интерпретации. А теперь хотим проверить, насколько у нас это получилось.

Вокалист «Ундервуда» Максим Кучеренко признался, что скучает без песен Булата Окуджавы и желает, чтобы они заняли достойное место в современном музыкальном мире.

- Надо хорошее, доброе, талантливое слово не забывать, чтобы оно не утонуло в пучине истории, - вторит ему коллега по группе Владимир Ткаченко.

Как мы сообщали ранее, трибьют-альбом группы «Ундервуд» Булату Окуджаве «Проект О» вышел 5 апреля 2024 года. В релиз вошли 13 песен в электрических аранжировках. Альбом вышел в преддверии столетия Булата Окуджавы, которое будет отмечаться 9 мая 2024 года.

Театр «МОСТ» отметит юбилей пьесы «104 страницы про любовь»

23.04.2024 16:33 Театр и шоу Рубрика: Анонсы 16+
предоставлено пресс-службой театра

Показы музыкальной мелодрамы «104 страницы про любовь» состоятся 24 апреля и 31 мая 202 года на Основной сцене Театра «МОСТ». Они будут приурочены к 60-летнему юбилею пьесы, который отмечается в этом году, сообщили агентству «ИнтерМедиа» в пресс-службе театра.

Первая экранизация произведения, написанного Эдвардом Радзинским в 1964 году, дала старт его яркой театральной биографии – по всей стране и за рубежом появлялись многочисленные интерпретации история любви бортпроводницы и ученого. Зрителям Театра «МОСТ» будет показана режиссёрская работа Георгия Долмазяна.

- Этой истории 60 лет, а она всё звучит и звучит! Эдвард Радзинский очень тонко поймал и отразил эпоху. Действующие лица — самые главные люди поколения 60-х: физики-ядерщики, которые совершают гениальные научные открытия; стюардессы, летающие в небе; поэты, двигающие вперед восприятие новой молодежной культурной программы. Эта пьеса о духе определенного времени. И этот дух, кстати, необходим именно сейчас — дух лёгкости, счастья, любви, желания любить и быть любимым, – рассказывает Георгий Долмазян.

По словам режиссера, ему очень нравится, что в этой пьесе тема любви представлена без каких-либо прикрас.

- Любовь чистая, любовь ежесекундная — все события в пьесе происходят за очень короткий промежуток времени, - говорит Георгий Долмазян. - Это требует от героев искренности, перехода на другие обороты, и заставляет всё пережить, почувствовать здесь и сейчас, не продумывая своих действий. Здесь все события происходят фактически за одну неделю – как мгновение, как молния! Она сверкнула и исчезла навсегда.

Постановка «104 страницы про любовь» представлена как «музыкальная мелодрама». В главных ролях заняты ведущая актриса Театра «МОСТ» Наталья Дедейко и заслуженный артист РФ Александр Лырчиков.

Ранее стало известно, что показы драмы «На дне» в постановке Юрия Грымова по пьесе Максима Горького состоятся 24 апреля, 7 и 29 мая 2024 года на Малой сцене театра «Модерн». В своей постановке режиссер переместил действие спектакля из условной Хитровки на Рублёвку.

Фото: предоставлено пресс-службой театра
Теги: анонс спектакля, МОСТ, 104 страницы про любовь
β 16+