«Шагал – Малевич»: Небо vs пространство ****

Пресс-показ картины Александра Митта «Шагал – Малевич» состоялся в Кинозале ГУМа 28 марта 2014 года, совпав с юбилеем уважаемого режиссера - мастеру исполнился 81 год.
В 1917 году Марк Шагал (Леонид Бичевин) с женой и дочерью возвращается из Парижа в родной Витебск: он полон амбиций и готов превратить город в культурную столицу страны. После революции художника назначают уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, в которой тот открывает художественную школу. Поучиться у великого мастера сбегается вся творчески мыслящая молодежь, для которой живописец становится чуть ли не идолом. Но Шагал молниеносно теряет свой авторитет, когда решает пригласить преподавать в свою школу наряду с другими мастерами Казимира Малевича – фанатичного гипнотизера, одержимого идеей повсеместного распространения нового течения в искусстве - супрематизма.
Именно этот период жизни Марка Шагала является каркасом фильма, но «Шагал – Малевич» - это не просто байопик о гениальном живописце. С точки зрения жанра картина неоднозначна: тут и мелодрама, и комедия; есть и фэнтезийные вкрапления, с помощью которых режиссер показывает воображаемый мир, мечты героев.
Визуально фильм оставляет очень приятный осадок: видеоряд эстетичный, сочный, пейзажи завораживают, а эффект превращения кадров во что-то похожее на картины Шагала и рождающиеся на фоне исступленно ораторствующего Малевича супрематистские композиции оставляют неизгладимое впечатление.
Импонирует и просветительская направленность фильма – желание режиссера поведать о гениальности русского культурного наследия. Зрителя призывают понять: в те времена народ был зомбирован идеями большевизма, люди разменивали жизнь на революцию. Эта тенденция хорошо раскрыта в образе красного комиссара Наума (Семен Шкаликов), который в юношестве был поэтом, но «женился» на революции, пожертвовав творческим началом. Поэтому художники той эпохи – особая ценность нации, они - как пробившие асфальт ростки.
Игра актеров (в большинстве своем новобранцев профессии) вроде бы не разочаровывает, но и не впечатляет, балансируя между «нормально» и «никак». Немного компенсировал это упущение Анатолий Белый, сумевший достаточно развернуто воспроизвести мир Малевича, несмотря на скромное количество вверенных эпизодов. Отчасти такая насыщенность может быть связана с тем, что 90% фраз персонажа было позаимствовано из автобиографической книги Казимира Малевича.
Фильм полон любви: Шагал любит искусство и Беллу (Кристина Шнайдерман), Белла самоотверженно любит мужа, их друг детства и по совместительству красный комиссар Наум любит жену Шагала и революцию, а Малевич одержимо любит свою идею.
Еще одна интересная тема, освещенная в картине – это взаимоотношения родителей и детей в еврейской семье. Как известно, в иудаизме занятия живописью считаются грехопадением, но сам Шагал (по рождению – Мойша Сигал) смог донести до родных свои взгляды на искусство без конфликтов. Режиссер, тем не менее, решил параллельно показать и более типичную для ортодоксальной семьи ситуацию: Лева (Яша Левда) – ученик Шагала и сын раввина - испытывает необоримую потребность рисовать, и в результате ругается с уважаемым в еврейской общине отцом, желающим воспитать чадо по собственному подобию.
Фильм «Шагал – Малевич» - это настоящий клубок конфликтов, в котором сплелись соперничество двух художников–антиподов, орудующих в разных плоскостях; борьба ученика и мастера; противостояние искусства и революционной партии; любовный треугольник.
Картина легко разбивается на пять самостоятельных новелл, но зрителю предстоит проследить, как они громоздятся одна на другую, сплетаются в единый сюжет и, в итоге, выливаются в грубую драматургию. Сценарий явно перегружен. При желании это можно воспринять как метафору: мол, творчество Марка Шагала – это густота красок, свирепство причудливых образов, буйство настроений... Но эти пять историй все же слишком самодостаточны, чтобы стать обычным бэкграундом для биографии. С другой стороны, «Шагал – Малевич» заставляет задуматься: что есть реальная жизнь, если не наслоение событий, пестрота эмоций и вечный хаос?
Дана Фикс, InterMedia
Сегодня: Анатолию Коту - 50

5 июня 2023 года, понедельник
Игорь Бутман и Александр Кибовский расскажут о Московском джазовом фестивале в ТАСС.
Комедийный сериал «Ева, рожай!» с Еленой Подкаминской покажет СТС.
25 лет фигуристке Юлии Липницкой.
36 лет режиссёру Евгению Сангаджиеву.
48 лет гитаристу группы «Несчастный случай» Дмитрию Чувелёву.
50 лет актёру Анатолию Коту (на фото).
52 года актёру Марку Уолбергу.
56 лет артистке эстрады Елене Воробей.
56 лет телеведущему Валдису Пельшу.
62 года поэту-песеннику Карену Кавалеряну.
67 лет саксофонисту Кенни Джи.
72 года телеведущему Юрию Вяземскому.
77 лет актрисе Стефании Сандрелли.
82 года актрисе Барбаре Брыльской.
6 июня
25 лет рэперу Cygo.
26 лет певцу Nebezao.
31 год актрисе и модели Саше Лусс.
42 года Борису и Константину Бурдаевым («Братья Грим»).
51 год вокалистке группы Lacuna Coil Кристине Скаббия.
52 года актёру Владимиру Сычёву.
54 года актёру и режиссёру Александру Стриженову.
56 лет певцу Владимиру Лёвкину.
62 года басисту группы Slayer Тому Арайе.
63 года гитаристу Стиву Ваю.
64 года актёру Владимиру Стержакову.
71 год скрипачу и дирижёру Павлу Когану.
76 лет продюсеру Бари Алибасову.
76 лет актёру Роберту Энглунду.
5 лет назад умерла кинорежиссёр Кира Муратова (1934-2018).
75 лет назад умер изобретатель кинематографа Луи Жан Люмьер (1864-1948).
120 лет назад родился композитор Арам Хачатурян (1903-1978).
7 июня
32 года актрисе и модели Эмили Ратажковски.
33 года рэперше Игги Азалии.
37 лет певице Глюкозе.
37 лет актрисе Анне Котовой.
41 год актрисе Эми Наталл.
42 года теннисистке Анне Курниковой.
51 год певцу Сергею Чумакову.
60 лет назад вышел первый сингл группы Rolling Stones «Come On».
63 года актрисе Татьяне Друбич.
65 лет назад родился певец и композитор Принс (1958-2016).
66 лет певцу и бизнесмену Андрею Ковалёву.
66 лет певцу Александру Маршалу.
66 лет актёру Владимиру Симонову.
71 год литератору Дарье Донцовой.
71 лет актёру Лиаму Нисону.
83 года певцу Тому Джонсу.
85 лет барду Александру Дольскому.
85 лет назад родился кинорежиссёр Самвел Гаспаров (1938-2020).
89 лет руководителю Театра классического балета Наталии Касаткиной.
90 лет назад родился писатель Аркадий Арканов (1933-2015).
140 лет назад состоялась премьера торжественной увертюры П.И.Чайковского «1812 год».
Новую экранизацию повести «Вам и не снилось» сняли за 9 месяцев

Съемки новой экранизации повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» - фильма «Вера» - завершились на Киностудии им. Горького в начале лета 2023 года. В новом фильме главной героиней стала мама Ромки Вера в исполнении Виктории Толстогановой, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе проекта.
- Съемочный период фильма завершен спустя девять месяцев после его начала, – говорит генеральный продюсер Продюсерского центра Киностудии им. М.Горького Лика Бланк. - Это довольно символично – мы прошли все состояния, прожили все времена года с нашей героиней, с её внутренним миром. Спасибо Вике Толстогановой, которая весь этот путь прошла вместе с нами. “Вера” – это не ремейк легендарного фильма “Вам и не снилось…”, это новая экранизация одноименной повести Галины Щербаковой, которая изначально называлась “Роман и Юлька”. Линия молодых людей у нас, конечно, тоже есть, но она не основная. В следующем году ждем фестивальную премьеру картины.
Вера живет исключительно проблемами своей семьи: вечно болеющего мужа Кости и пятнадцатилетнего сына Ромки. Вообще-то Веру всё устраивает, пока на горизонте вдруг не появляется первая любовь её супруга – красавица Людмила с дочерью Юлей. В последней – как раз ничего особенного нет, но, как назло, именно этой девочкой увлекается Ромка. Теперь героиня всерьез думает о разводе и размене квартиры, пытается вынудить сына отдалиться от Юльки.
Съемки проходили с конца августа 2022 года в Москве и Санкт-Петербурге, в Сочи, а также в Мурманске на знаменитом ледоколе «Ленин». Роли влюбленных подростков Ромки и Юльки исполнили молодые актеры Тимофей Тимков и Полина Меркурьева. В роли Людмилы, мамы Юльки, Ольга Сутулова. Мужа Веры Костю играет Алексей Розин. Бабушку Ромки сыграла актриса Ольга Лапшина.
Рецензия на фильм Александра Сокурова «Сказка»: Только идиоты слушают тиранов

Оценка: 8 из 10
Российская премьера фильма «Сказка» состоялась в рамках фестиваля «Пример интонации» в Санкт-Петербурге. Режиссёр: Александр Сокуров. В ролях: Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Вахтанг Кучава и другие.
Пока выпускники Александра Сокурова старательно имитируют кинематограф своего наставника, сам мастер отыскивает какое-то совершенно иное пространство для художественного высказывания. В «Сказке» реальная хроника наслаивается на анимацию, на карандашные эскизы, на графический фон. Герои – четыре великих политика прошлого – обитают на пограничье между сном и чистилищем. При виде визуального решения фильма напрашивается логичный вопрос – «а как всё это было сделано?». С учётом возросшего количества фанатских роликов, где с помощью нейросети можно поместить любого известного героя или реальную личность в любую франшизу, то у первых зрителей пошли догадки, что Александр Николаевич тоже оказался не далёк от современных тенденций.
Однако, судя по тому, что мы видели на «Примере интонации», после череды европейских и азиатских премьер в начале «Сказки» пришлось добавить необходимый титр: что фильм создан без технологии deepfake и без помощи искусственного интеллекта. «Сказка» — это кропотливое рукотворное творение, сотканное из тысяч просмотренных кадров архивных материалов в лаконичный полуторачасовой фильм. Сталин, Черчилль, Гитлер и Муссолини, каждый в трёх экземплярах (один как политик, другой как военный в мундире, третий как светский человек), шатаются по чистилищу и уговаривают бога отворить им врата в рай. Тот, естественно, не хочет.
Конечно, «Сказка» — это квинтэссенция серии фильмов Сокурова о власти (получается, только Гитлер удостоился сразу двух картин). Но при этом тот пример интонации, что подаёт режиссёр в своей, возможно, финальной в карьере ленте, разительно отличается от его предыдущих фильмов. Во-первых, «Сказка» — это обескураживающе смешное кино. Герои вечно подшучивают друг над другом («фу, воняет коммунистом»), дурачатся по-мальчишечьи и натурально разговаривают мемами («все мы немножечко социалисты»). Возможно, это прозвучит максимально странно по отношению к фильмам Сокурова, но «Сказку» хочется разорвать на тиктоки, ибо диалоги там порой моментально афористичны и достойны лучших фельетонов. Например, в одной сцене Сталин достаёт носовой платок, а Гитлер у него спрашивает, зачем ему тут, в чистилище, сопли. Ответ, как говорится, убил: «У коммунистов есть всё!».
Во-вторых, в «Сказке» мы видим Сокурова в статусе последнего в мире гуманиста. В принципе, уже в «Молохе», «Солнце» и «Тельце» прослеживалась его тяга к очеловечению людей, которых многие возвели до ранга небожителей. Там не было особого сочувствия к ним, хотя зритель, наблюдавший, например, за бессмысленными метаниями Гитлера от отчаяния в своей альпийской крепости, вряд ли сидел все два часа с презрением к тирану и хотя бы на секунду не задумался о несчастной судьбе лидера рейха.
Здесь и вовсе Сокуров решительно никого не судит. В конце концов, кто мы такие, чтобы кого-то судить? Вместо этого мы видим, как четыре тирана бродят про сновидческим ландшафтам, спорят друг с другом и что-то бубнят себе под нос. Один лелеет фашизм, другой опять во всём винит евреев, третий всё ещё верит в построение коммунистического общества, а четвёртый интересуется, есть ли место в раю для его королевы. Каждый из них тщеславен и одержим своими идеями. В их тщетных попытках оправдать самих себя и в последний раз ощутить любовь народа сокрыта великая трагедия человечества, которую Сокуров оформляет с интонацией его фирменных элегий. Некогда влиятельнейшие люди – теперь всего лишь грустные тени, мечущиеся между раем и адом. Культ личности – пережиток прошлого («только идиоты слушают тиранов»). В идеальном мире гуманизм – новая идеология. Но где мы, а где идеальный мир?
Вадим Богданов, Санкт-Петербург, InterMedia