«Зимний-2025»: Обзор фильма «Цинга» с Никитой Ефремовым
Оценка: 8 из 10
Премьера фильма «Цинга» состоялась в конкурсе 4-го фестиваля авторского кино «Зимний». В российский прокат лента выйдет 26 февраля 2026 года. Режиссёр: Владимир Головнёв. В ролях: Никита Ефремов, Евгения Манджиева, Дмитрий Полнозов и другие.
Победителем 4-го фестиваля авторского кино «Зимний» стала дебютная картина документалиста Владимира Головнёва «Цинга», снятая Свердловской киностудией в Ямало-Ненецском автономном округе. Никита Ефремов за свою актёрскую игру получил приз за «лучшую мужскую роль». Также картина взяла награду за «лучший сценарий», написанный Головнёвым в соавторстве с главой Свердловской киностудии Евгением Григорьевым.
1991 год, последние месяцы СССР. Два церковнослужителя забрались на крайний север с миссией обернуть ямало-ненецких оленеводов в христианскую веру. В какой-то момент они решают разделиться: батюшка (Дмитрий Полнозов) отправляется дальше на лодке в сторону диких земель, а послушник Фёдор (Никита Ефремов) поселяется у местной семьи, которая отказывается слушать байки про Иисуса Христа. Вооружившись ручной камерой и крестиком, Фёдор документирует быт язычников и заодно пытается подтолкнуть их на божий путь.
«Цинга» — из той же породы фильмов, что и недавние «Волки» Михаила Кулунакова: холодная и живописная этнография, обрамлённая в суровую историю про конфликт высоких намерений и низких инстинктов. Документалист Владимир Головнёв в своём игровом дебюте благоразумно опирается на собственный богатый опыт экспедитора и исследователя регионального быта. Игры с костями мёртвых животных, строительство юрты на зиму, стрельба из лука и основы оленеводства: с культурологической фактурой в «Цинге» полный порядок.
Что касается сюжета, то здесь не всё гладко. Катализатором драмы библейского масштаба Головнёв избирает старый, как этот мир, мотив истории Покахонтас, но здесь укоренённый в фольклор северных народов. Тем не менее это не мешает насладиться дикой природой в кадре, актёрской игрой Ефремова и простотой режиссёрского языка, на котором Головнёв говорит на сложные темы веры, идентичности и покаяния. Конечно, всё это уже было у якутов, в частности в «Нуучче» Владимира Мункуева (хотя там, конечно, ситуация зеркальная). Однако «Цинга», несмотря на все огрехи, — всё же удачный, аутентичный дебют, спасающий конкурс «Зимнего» от острой нехватки витамина «хорошего кино». «Вера не для оленей, вера для людей».
Вадим Богданов, «ИнтерМедиа»