обложка альбома

Обзор: «Наш ответ Иисусу-суперзвезде! История легендарных рок-опер «Юнона и Авось» и «Орфей и Эвридика»

2025, Umanchannel.

Александр Уманчук подстелил немного соломки в день выхода ролика: «Да, это не видео на тему хайпа или чего-то популярного. И такие видео обычно собирают меньше всего просмотров». Ну не знаю, получилось довольно интересно, эмоционально и живо, только употребление термина «культовый» я бы раз в 5 сократил. Уманчук рассказал историю двух советских рок-опер, но начал с экскурса в историю жанра. Многие считают, что первым образчиком была «Jesus Christ Superstar», но по версии Александра, за пару лет до Уэббера группа Pretty Things выпустила концептуальную рок-оперу «S. F. Sorrow», а затем Who представили своего «Tommy». Тем не менее «Иисус Христос» стал более значимым событием – его обсуждали, многие осуждали. В атеистическом СССР рок-оперу проигнорировали не только из-за слова «рок», но и из-за религиозного сюжета. Но самые продвинутые из советских музыкантов были в курсе тенденций и тоже задумались о произведениях в этом жанре.

Руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев предложил заняться рок-оперой композитору Александру Журбину и поэту Юрию Димитрину. Сюжет на основе греческого мифа был гораздо безобиднее библейской истории, но называть «Орфея и Эвридику» «рок-оперой» музыкантам запретили. Тогда Журбин и Ко придумали хитроумное определение «зонг-опера», которое всех устроило. Заглавные партии исполняли тенор-альтино Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская (неузнаваемая в старой хронике). Премьера состоялась в июле 1975 года в Ленинграде, после чего «Орфея» играли 10 лет в одном составе, дав более 2 тысяч спектаклей по всей стране.

Москва ответила Питеру «Звездой и смертью Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова в Ленкоме (1976). После этого Рыбников, Марк Захаров и Андрей Вознесенский замахнулись на более масштабный проект – «Юнона и Авось». Уманчук подробно рассказал, насколько провокационной по тем временам была эта рок-опера: американская тема, любовь между 43-летним Резановым и 16-летней Кончитой, обилие религиозной музыки… В процессе подготовки Рыбников предположил, что спектакль вряд ли дойдёт до сцены, и сосредоточился на аудиоверсии, в которой пели Геннадий Трофимов и дочь композитора Анна Рыбникова. Как ни странно, к выходу пластинки цензура отнеслась благосклонно, а в 1981 году состоялась и театральная премьера. Вокалист Уманчук заявил, что как вокалист Караченцов в подмётки не годился Трофимову, но признал, что Резанова Николай сыграл эталонно.

Обе рок-оперы активно ставятся до сих пор, и из выпуска можно узнать, где этой зимой в Москве покажут эти спектакли в рекомендованных Уманчуком версиях.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

Последние новости