Обзор: «Почему русский фолк такой разный? От Кадышевой до «КиШа», от Зыкиной до «Аквариума»
2025, «Спасибо, послушаю».
Ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев на сей раз взялся за, казалось бы, неподъёмную тему, но справился «с весом» довольно достойно. Без спорных выводов не обошлось, зато историю возникновения советского «псевдофолка» автор изложил очень занимательно. В начале 30-х годов академик Юрий Соколов призвал к борьбе с мещанскими, антисоветскими и прочими чуждыми проявлениями народной музыки и потребовал забрать из деревень частушки – чтобы потом вернуть их колхозникам в надлежащем, переосмысленном профессиональными композиторами и аранжировщиками эстрадно-академическом жанре. Что характерно, заветы Соколова были воплощены в жизнь лучше, чем многие другие заветы. Все советские годы фолк-музыка шла к народу «сверху», а не наоборот. Образцовым фолк-артистом считалась Людмила Зыкина, которую постоянно крутили по ТВ и радио. Так народ постепенно отвык от аутентичной музыки и стал считать народной вот эту её эстрадно-академическую ипостась. Андрей Васильев также считает, что на незавидную судьбу корневой музыки повлияло пренебрежительное отношение образованных горожан и низовой деревенской культуре.
Псевдофолк подменил аутентику цыганскими и городскими романсами, но не забывал использовать такие определяющие жанры, как «русский плач» и колыбельные. Отсюда популярность Валентины Толкуновой с её будто бы очень личными историями. «Правопреемницей» Толкуновой в амплуа «жалейки» потом стала Татьяна Буланова, а Зыкину в качестве главного проводника псевдофолка сменила… Надежда Кадышева. Какая-то слишком прямолинейная схема получается, ну а как иначе уложишь всю историю в полчаса?
Тем временем в параллельной вселенной развивался андеграундный «фэнтези-фолк»: многие русские рокеры черпали вдохновение в европейской, а не в российской этно-музыки – отсюда неосознанные кельтские мотивы у «Аквариума» и «Короля и шута», а также вполне осознанные у «Мельницы». А вот «Калинов мост» ориентировался на славянские традиции, благодаря чему в классификации Васильева угодил в раздел «Настоящий фолк».
Вообще-то настоящим фолком в этой ситуации стоило бы считать аутентичный, то есть тот, который этнографы собирали в экспедициях по глухим деревням. Здесь ведущий «Спасибо, послушаю» упоминает «серого кардинала фолк-музыки» Сергея Старостина, а также Инну Желанную и этно-период группы «Альянс». Любопытно, что вся эта корневая музыка была интересна только этографам до тех пор, пока её не придумали скрестить с электроникой: «Иван Купала», Zventa Sventana и т.д. И сейчас «электро-фолк» активно развивается параллельно с новым взлётом популярности псевдофолкового «Золотого кольца». Можно ли считать это общей тенденцией? Не думаю. Увы, Васильев попытался закончить выпуск неким глубокомысленным выводом, не решившись сказать правду о том, что молодёжь слушает Кадышеву чисто по приколу, а равнодушие к фольклорной музыке совершенно не означает, что вы не патриот.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа