соцсети

Обзор: «Великая война нулевых — рокеры против попсы»

2025, Олег Кармунин.

С позиций сегодняшнего дня ненависть русских рокеров к попсе объяснить довольно трудно. Олег Кармунин попытался, и его попытка должна быть засчитана, но я вставлю и свои две копейки. Вот пример: в 2004 году в новогоднюю ночь канал «Рен-ТВ» показал «Неголубой огонёк», в котором артисты «Нашего радио» исполняли поп-хиты. На фоне остальных «Огоньков» это выглядело довольно свежо, но «Чартову дюжину» надолго оккупировали поп-песни – например, «Маленькая страна» Наташи Королёвой в исполнении «Агаты Кристи». И вот взгляд на этот хит-парад вызывал у поклонников рока искреннюю досаду: ну да, нормальный прикол, но ведь по большому счёту положение в чарте означает, что «любит наш народ всякое говно» - и дай попсе волю, она вытеснит из эфира все «нормальные песни».

Выглядит как тяжёлый случай, но могу сказать, что свою любовь к року я оплатил, покупая многочисленные пластинки и кассеты соответствующего жанра. Купить поп-альбом, чтобы его слушать – это была невозможная ситуация (а пластинку Morern Talking мне мама подарила). Глупую попсу слушают обыватели с плохим вкусом – этой установки мы придерживались довольно чётко. При этом водораздел между роком и попсой был не стилистическим, а мировоззренческим: клип Киркорова в стиле Мэрилина Мэнсона не делал Филиппа рокером, а хэви-эксперименты Ларисы Долиной тоже считались частью попсы. А «Секрет», «Браво» и A-Ha – то, что нам нравилось, - мы просто причисляли к рок-музыке. А группу АВВА слушали просто так, почему-то в этом случае не задумываясь о жанровой принадлежности.

Олег Кармунин довольно точно нарисовал музыкальную картину 90-х, назвав русскую поп-музыку того времени «невыносимым кислотным адским дерьмищем». Приведённые примеры сейчас выглядят скорее забавно, но тогда какая-нибудь группа «Президент и Амазонка» и певички-однодневки. вызывала искренний ужас. Поэтому появление рок-радиостанции люди доброй воли не просто приветствовали, но с удовольствием поделили всю музыку на «нашу» с искренними, трушными «воинами света» и «не нашу» с глупыми коммерческими песняками. «Наше радио» быстро избавилось в эфире от «Гостей из будущего» и Hi-Fi, игравших качественный поп, и наплодило новых героев, зачастую искусственных. И как-то так получилось, что новинки от групп «Сегодня ночью» и «Никель», которые уже мало кто помнит, получали в прессе больше паблисити, чем, например, хиты группы «Рефлекс», любимые до сих пор.

О том, что рокеры могут быть неумными и бездарными, они нам сами рассказали. Например, появление супергруппы «Рок-группы» с хейт-песней «Попса» даже любителям русского рока казалось зашкваром. При всём уважении к Юрию Шевчуку, его борьба против Киркорова и фонограммы выглядела жалко и стыдно. Зрители ведь не возражали против пения под фанеру, они на поп-концерты не за вокалом ходят, а послушать знакомые песни, посмотреть на звезду, наряды и танцы. Рокеры же такого зрелища не обеспечивали: да, у них другой жанр, но справедливо ли получать входной билет в шоу-бизнес только потому, что ты отрастил хаер и поёшь плохенькое, но своё?

Вот ещё момент, который упустил Кармунин. В западной традиции альбом считается успешным, если его хорошо раскупали. Это, конечно, бездуховно и противоречит советскому восприятию, но зато заработать много денег можно независимо от стиля, будь ты хоть Синатра, хоть Metallica. «Я люблю только любительские группы», - пел Майк Науменко, который как раз к популярности и стадионным концертам приспособиться не смог. Но многие остальные русские рокеры смогли, они стали частью музыкальной индустрии, и довольно странно с их стороны было ненавидеть попсу, зарабатывая на гастролях огромные деньги. Упоминаемый в выпуске Горшок попсу реально ненавидел, и его не смущало, что «Король и шут» на стадионных концертах поднимает куда больше большинства поп-звёзд. Но Михаил Горшенёв по крайней мере был последователен в рок-н-ролльном образе жизни и честно умер от героина в 40 лет – предоставив зарабатывать на своём наследии, сериалах, театрализованных шоу, концертах памяти совсем другим людям. Наверно, в этом тоже попса виновата.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

Последние новости