обложка альбома

Обзор: «Почему Михей важен для русской музыки?». Он сломал мейнстрим, а мейнстрим сломал его

2025, «Спасибо, послушаю».

Ведущий «Спасибо, послушаю» Андрей Васильев как-то ехал за рулём и услышал песню «Favorite Colour of My Life». Он сразу узнал голос Михея и удивился, что стилистически трек не был похож ни на регги, ни на хип-хоп, с которыми обычно ассоциируется «Джуманджи», а представлял собой красивый соул-номер. После этого Андрей переслушал весь дебютный, он же единственный, сольный альбом Михея «Сука-любовь» - и поменял своё мнение о музыканте. А потом записал выпуск, в котором попытался и зрителей склонить к тому же.

Хотя Михей 8 лет входил в состав группы Bad Balance, он по сути был не рэпером, а оригинальном мыслящим музыкантом, слушавшим разные жанры и даже к речитативу Влада Валова добавлявшим мелодичное пение. «Михей и Джуманджи» первоначально был чем-то вроде сайд-проекта Bad B.: помимо Сергея «Михея» Крутикова, туда вошёл басист Эльбрус «Брюс» Черкезов. Сольный материал Михей писал параллельно с работой в группе Валова, а ушёл из Bad Balance только после выпуска пластинки «Сука-любовь» (1999), уже будучи поп-звездой с заглавным хитом и ещё парой песен. Примечательно, что среди сонма продюсерских проектов «Михей и Джуманджи» отличались полной творческой независимостью: материал для дебютника готовился по наитию и явно по любви. Поэтому альбом так сложно стилистически идентифицировать – да, регги, но с налётом советского регги-попа типа Барыкина. Плюс диско-фанк, электрофанк, дэнс-поп, драм-н-бейс и обработка «Дороги к морю» Юрия Антонова. (Антонов никогда не разрешал молодёжи перепевать свои песни, но для Михея сделал неожиданное исключение, да ещё и публично похвалил артиста.) В общем, много очень тёплой и необычной для русского мейнстрима музыки, которая тем не менее зашла на ура. Правда, успех песен «Сука-любовь» и «Туда» немного перекрыли кислород остальному контенту альбома, поэтому некоторые песни не получили заслуженной популярности.

Пластинка вышла на лейбле Real Records, который получил от Михея уже готовый материал. Это была нетипичная для тех лет история, когда музыкант записывал песни независимо от продюсерского центра или лейбла. Но затем «Михей и Джуманджи» подписали с «Реалом» контракт на определённый срок и на определённое количество альбомов. По мнению Андрея Васильева, Сергей Крутиков «случайно сломал мейнстрим». От себя добавлю, что вскоре после этого мейнстрим сломал Крутикова. Получив популярность и потеряв независимость, он уже не мог творить, как раньше. Новый контракт совпал с тяжелейшим творческим кризисом Михея, который за три года сделал не более 3-4 треков, считая каверы. Лейбл между тем требовал от артиста новинок, тот переживал, прибегал к алкоголю и наркотикам, и дело закончилось инсультом и смертью в 31 год. И никто тогда не вспомнил мудрость о новых песнях, которые пишут те, у кого старые плохие. Этих восьми треков с дебютного альбома при рачительном использовании хватило бы года на три: выпускали бы раз в несколько месяцев радиосинглами, раскручивали бы – а там, глядишь, и муза вернулась бы к Михею. Увы, этого не произошло, и альбом «Сука-любовь» остался культовым явлением, опередившим своё время.

Алексей Мажаев, ИнтерМедиа

Последние новости