Сарик Андреасян обосновал свою ненависть к Андрею Тарковскому
Высказывания Сарика Андреасяна в адрес авторского кино, а также классика советского и мирового кинематографа Андрея Тарковского прокомментировали деятели культуры. Конфликт возник 5 марта 2025 года во время лекции Андреасяна в Московской международной киношколе. Спор разгорелся после вопроса одной из студенток про авторское кино и тезиса режиссера, что кино нужно делать ради денег.
- Если вы хотите быть бедными всю жизнь, я вообще не против. А вы думаете на «Аноре» не зарабатывают деньги? Это благотворительность? - цитирует ответ Сарика Андреасяна телеграм-канал «Осторожно, новости».
Далее он назвал «Анору» «маргинальным кино» и приступил к критике творчества Андрея Тарковского:
- Я ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно. Я ненавижу авторское кино, Тарковский — это плохо. Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, остался 60 лет назад, забыли это. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите нахер. Это маленькие детишки, зачем вы меня позвали, я занимаюсь этим 20 лет, вы думаете, я не смотрел всю чепуху, о которой вы рассказываете? Это моя жизнь и мой выбор. Родная, снимай фестивальное кино, позови меня, получи «Оскар» и удиви, но ты этого не сделаешь.
В итоге Сарик Андресян покинул аудиторию еще до завершения своей лекции. Вскоре он объяснил данную ситуацию у себя в телеграм-канале, переведя при этом разговор в плоскость, связанную с проблемами в образовании:
- В целом я представления не имел к какой аудитории иду и что это может закончиться такой перепалкой. Я считаю, что именно из-за таких киношкол и такой системы образования в нашей стране никогда не будет полноценной киноиндустрии. Именно из-за этих киношкол у нас в стране дефицит кадров. Учеников по-прежнему учат взлетать на кукурузниках и не дают шанса и умения управлять боингом. Мышление настолько унылое и однобокое, что ожидать того, что мы сможем быть передовой страной в индустрии развлечений, не стоит. Пока ученикам засоряют мозг, ничего ждать не стоит… Тарковский в помощь ребята! Живите прошлым, а мы будем делать кино сегодняшнее и будущее.
Выпады Сарика Андреасяна против Андрея Тарковского и авторского кино вызвали бурную реакцию у представителей российской киноиндустрии. Актер и депутат Госдумы Николай Бурляев, который сыграл в свое время у Андрея Тарковского в фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев», заявил в интервью Dayly Storm, что самому Сарику Андреасяну такие вершины не светят:
- Эпатажный, хамский выпад в адрес величайшего кинорежиссера планеты — наглядное свидетельство моськи, лающей на слона, до уровня которого этот «режиссер» никогда не дорастет, занимаясь доходным промыслом рыночного кино, понижая духовный уровень народа.
Режиссер и номинант на «Оскар» Андрей Звягинцев подчеркнул, что для него мнение коллеги, чьи фильмы он даже никогда не смотрел, ничего не значит.
- Комментировать события, связанные с высказываниями режиссёра, ни одного кадра которого я не видел, было бы странно. Потому что его мнения, как и мнения любого другого; хоть бы и меня самого, — это просто сотрясение воздуха. И не имеют никакого значения. По точному определению Демокрита: "Всё в природе только атомы и пустота". Больше нет ничего. Решим так, что пустота — это мнения кого бы то ни было. А сгустки атомов — это поступки, действия и, если говорить о кино, — экранные образы. Фильм — это атом. Болтовня — это всегда преходящее — пустота. И потому зачем комментировать пустоту? — заявил «Сплетнику» Андрей Звягинцев.
В аналогичном ключе высказался и обладатель наград Берлинского и Венецианского кинофестивалей Алексей Герман-младший:
- То, что он говорит, — необразованная глупость, - считает режиссер. - Авторское кино — это сложное интеллектуальное кино, на которое ходят люди. В российском кинематографе тоже есть такие фильмы, которые собирали приличную кассу. Некоторые из них были успешнее с точки зрения денег, чем фильмография Андреасяна. Давайте скажем честно, все фильмы Андреасяна, которые он снял, снимает и снимет не стоят, и двух минут Тарковского. Тарковский — один из величайших, тончайших, умнейших режиссёров. Я не помню, чтобы кто-то из серьёзных режиссеров позволял себе такие высказывания в отношении других режиссёров. Это свидетельствует о каком-то изменении сознания.