обложка первого альбома

Рецензия на фильм «Ранетки» из документального проекта «Поставь на рингтон»

2024, Premier.

Оценка: 8 из 10.

В документальном проекте «Поставь на ринтон» онлайн-кинотеатр Premier будет рассказывать о российской поп-музыке девяностых и нулевых. Герои одного из первых выпусков – девичья группа «Ранетки», опередившая моду на кьют-рок, снявшаяся в популярнейшем сериале, собравшая «Олимпийский» и тихо распавшаяся без видимых причин.

На пике своей карьеры «Ранетки» получили не только много народной любви, но и много хейта. Некоторые считали их группой, прославившейся благодаря «тупому сериалу» (термин из документального фильма) «Ранетки». Сериал действительно был не бог весть каким шедевром (как и большинство лент про школьные группы, да вы хотя бы недавнюю «Плаксу» вспомните), но он дал группе максимальный эффект, которую только может дать быстрая телевизионная популярность. Пять всероссийских гастрольных туров и концерт в СК «Олимпийский» стали возможными только благодаря тому, что юная публика ломилась на своих кумиров из телека.

Однако документальный фильм рассказывает о том, что многое в жизни «Ранеток» произошло случайно. Да, это был продюсерский проект, собранный Сергеем Мильниченко, но девочки действительно сами играли на инструментах, обучаясь уже по ходу карьеры. Продюсеру не нравится прозвище Папа Ранетка, но по сути группа для него была семьёй. И не для всех он был папой: у него был роман с солисткой-барабанщицей Лерой Козловой, а до сих пор он счастливо женат на гитаристке Наташе Щелковой. Хотя все были равны и работали на одно дело, Лера всегда была чуть «равнее», что приводило к конфликтам. В конце концов барабанщицу решили заменить на Нюту Байдавлетову после концерта в «Олимпийском», но так вышло, что Лера узнала об увольнении прямо перед выходом на сцену. Тем не менее она вышла и отработала, хотя на архивных съёмках видно, как она плачет во время концерта.

Помимо продюсера, большие интервью для фильма дали Наташа Щелкова и Аня Руднева, использованы также цитаты Жени Огурцовой и Лены Третьяковой, а с Лерой авторам поговорить не удалось.

О сериале участники процесса вспоминают со смесью ужаса и восхищения. Актрисами они стали далеко не сразу, а съёмки отнимали слишком много времени, поэтому некогда было репетировать новую музыку. Всё превратилось в рутину, и даже закрытие сериала этого не изменило. Зрители к «Ранеткам» подостыли, сами девушки подросли и задумались о семейной жизни или хотя бы о каком-то отдыхе. Так всё постепенно и заглохло. Последний концерт «Ранеток» был бесплатным и состоялся на детском празднике в одном ТЦ у МКАДа. Сольную карьеру никто из участниц не сделал, а некоторые уже и вовсе ушли из музыки. Это к вопросу о продюсерском проекте, у которого на самом деле не было бизнес-плана, а было ситуативное реагирование Мильниченко. Распад группы он сегодня объясняет тем, что девочки относились к проекту менее трепетно и самоотверженно, чем он. И это вроде бы вполне нормально, но тогда продюсер почему-то оказался не готов к такому раскладу.

Ведущими цикла выступают Александр Анатольевич и его сын Ярослав Александрович, которые в рамках каждого выпуска имитируют вечный спор поколений о вкусах. Возможно, этот приём работал бы лучше, если бы Александр Анатольевич не выглядел в кадре младше своего отпрыска.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Последние новости