продюсерский центр Shaman

Рецензия на клип: Shaman – «Живой». Приглашение на казнь

2024, Shaman.

Оценка: 7 из 10.

Первый титр клипа гласит: «Всем, кто пострадал за правду, посвящается…». В описании видео Shaman, который выступил сценаристом ролика, конкретизирует: «Эта история могла случиться в далёком прошлом или когда-нибудь в будущем… А, быть может, происходит прямо сейчас». Хочется, конечно, переместиться на машине времени на три или пять лет вперёд и посмотреть, что сталось с героями клипа и кто там, в будущем, считается пострадавшим за правду. Но поскольку машина времени ещё не изобретена, придётся пойти длинным путём и дожидаться будущего естественным образом. А пока вернёмся в настоящее, в котором новый видеоклип Шамана даёт много пищи для размышлений.

В ролике показаны последние минуты приговорённого к казни. В этой роли выступает сам Shaman (Ярослав Дронов). Вот он, измученный и окровавленный, сидит в кандалах в темнице. Его босого выводят и ведут к эшафоту через негодующую толпу. Горожане улюлюкают, плюются, срывают с Ярослава крестик, но в его взгляде нет раскаяния, а припев «Живого» так и вовсе звучит героически и оптимистично: «Живой! Скажи своё имя, герой, ты, непокорённый судьбой, с победой вернулся домой». Дальше, правда, текст приходит в большее соответствие видеоряду: «Ты шёл, как и прежде, но близился час роковой, ты бросился в небо и стал самой яркой звездой». Надежду на спасение пострадавших за правду символизирует маленькая девочка, которая поднимает крестик и возвращает его арестованному – несмотря на агрессию толпы и собственной матери.

Публичная казнь – это что-то из европейского средневековья, поэтому «насмотренный» зритель ждёт каких-то натурных, уличных съёмок, но их нет, ибо в России сейчас зима. Однако была найдена даже более мрачная локация - гигантское бетонное хранилище на глубине десятков метров под землёй. Так сказать, просторный подземный бункер, где поместилось более ста человек, включая съёмочную группу и массовку. Бетонные интерьеры выполняют важную функцию: никому из зрителей и в голову не придёт, что дело происходит в условной средневековой загранице. Нет, это точно российские реалии, а вот какого века – решайте сами.

В финале Shaman каким-то образом аллегорически побеждает, надевает крестик и удаляется в белых одеждах. Совсем без хэппи-энда, видимо, нельзя, но куда более важным представляется тот факт, что Ярославу вообще интересны такие сюжеты. У него ведь жизнь, если верить его соцсетям – сплошной «хэппи-энд»: аншлаги, правительственные концерты, поклонники, «ядерный чемоданчик» с фейерверком и много мотивирующих на победы песен, к которым относится и «Живой». В клипе же он оказывается в совершенно других декорациях и играет роль страдающего за правду обречённого - максимально далёкую от своего прямолинейного образа. И то, что Shaman публично открестился от поддержки политзаключённых, не помешает зрителям увидеть в клипе те смыслы, которые исполнитель в работу не вкладывал.

Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»

Последние новости