постер к фильму

Рецензия на фильм «Триггер. Фильм»: Психолог потерпел поражение

Оценка: 4 из 10.

Премьера полнометражного фильма по сериалу «Триггер» состоится на «Кинопоиске» 21 декабря 2023 года. Режиссёр: Александра Ремизова. В ролях: Максим Матвеев, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Ирина Марцинкевич, Анатолий Руденко, Владислав Тирон и другие.

На Западе это обычная ситуация, когда популярный сериал дополняется полнометражным фильмом, чтобы вовлечь любимых героев в слишком большую для телевизионных рамок историю или же точечно, комплексно раскрыть мир/конкретного персонажа сериала. Такое было с «Красавцами», «Сексом в большом городе», «Во все тяжкие», «Последним королевством» и многими другими знаковыми шоу. Полнометражные фильмы всегда выходили после завершения сериала, позволяя зрителям снова встретиться с любимыми героями. В России, судя по всему, пока не особо понимают, как работает подобный формат, поэтому фильм по одному из самых рейтинговых в нашей стране шоу «Триггер» выходит между вторым и третьим сезоном.

Причём «Триггер. Фильм» — это, простите за тавтологию, именно фильм, а не какой-нибудь тематический спешел, как у «Доктора Кто». Чем полнометражное кино отличается от спешелов, думается, пояснять не нужно: это, как минимум, должно быть в два раза качественнее. Если фильм вклинен в промежуток между сезонами, то он либо должен стать весомым лирическим отступлением в общей истории, нужным для более глубокого раскрытия главного героя через нестандартный сюжетный ход, либо стать мостиком, подогревающим интерес к третьему сезону. К сожалению, «Триггер. Фильм» не справляется ни с одним и ни с другим.

Для тех, кто не в курсе: «Триггер» — псевдо-психологический сериал про психолога Артёма Стрелецкого (Максим Матвеев), который в каждой серии сталкивается с каким-то конкретным кейсом и прорабатывает в своей фирменной манере – с помощью шоковой терапии. Образ Стрелецкого явно списан с Шерлока (Камбербэтча). А за два сезона параллельно своей практике герой сам проходит через ряд психологических потрясений, связанных с его семьёй и вызванных в частности токсичными отношениями с отцом. В общем, Артём настрадался, взял своего сына Кирюшу (который, как мы знаем из сериала, на самом деле ему не сын) и рванул к Балтийскому морю.

Здесь начинается сюжет фильма. Стрелецкий работает барменом в каком-то деревенском баре, в котором каждый вечер слишком много народу для той безлюдной местности, где он находится. Но не суть. Суть в том, что Стрелецкий очень хорош в своей должности, ведь слушать чужие истории – это его конёк. Даже его товарищ Никита (Анатолий Руденко), владелец бара, отмечает, что у Артёма очень большие чаевые именно за то, что он всегда знает, как помочь одинокой подвыпившей душе. Однако за весь фильм нам так и не покажут хоть один пример его успешной психологической помощи за стойкой бара. Зато про огромные комплексы Никиты, который настолько боится не оправдать надежды недавно скончавшегося отца, что уделяет унаследованному бару больше внимания, чем собственной семье, нам будут напоминать при каждом удобном случае. Артём же смотрит на Никиту и повторяет, что он больше не практикует.

Если бы эту психологическую травму Никиты проработали в самом начале, возможно, это бы уберегло зрителя от совершенно нелепой по своей драматичности развязки. Но до финала ещё далеко. Нам ещё слушать и слушать Никитины страдания, что выглядит вдвойне неразумно, учитывая тот факт, что его родная сестра Майя (Ирина Старшенбаум) – тоже психолог, пусть и детский. Появление Майи предвещает интересный виток развития сюжета. Наконец Артём сможет открыться профессионалу, или же нас ждут психологические игры в кошки-мышки? Но не тут-то было. Майя – совсем не Ирэн Адлер местного разлива. На проблемы брата она внимания не обращает. Естественно, скажете вы, она же – детский психолог. Однако в фильме раз за разом показывают проблемы детей: нам настойчиво акцентируют на сидящих в телефонах подростках, отказывающихся помогать матерям, вдобавок, в фильме есть сцена, где безобидный Кирюша избивает друга за машинку. Но и эту ситуацию используют как дешёвый сценарный предлог для того, чтобы показать, как круто Стрелецкий у всех на глазах отчитывает воспитательницу за то, что она у всех на глазах отчитала Кирюшу.

От Майи в фильме нет никакого толка и никакой пользы. Просто «девушка Бонда»: красивый романтический интерес главного героя, чтобы тот в деревне не скучал. И это одно из главных разочарований фильма, в котором от «Триггера» одно лишь название. Сценаристы почему-то отказались от того, ради чего мы все когда-то сериал и полюбили: от психологии. Да, терапия, показанная в шоу, практически ничего общего с реальностью не имеет. Всё это гипертрофировано до развлекательной формы – естественно, никакие травмы не проработать, если запереть человека в горящем сарае. В фильме попросту нет героя, в чьё подсознание можно попробовать проникнуть; им должен был стать сам Стрелецкий, но даже в эту сторону отказались копать сценаристы. В плане драматургии это напрочь пустое кино, которое не раскрывает с новой стороны Артёма Стрелецкого и не даёт пространства Максиму Матвееву хоть как-нибудь продемонстрировать своё актёрское мастерство.

А что насчёт постановки? «Триггер. Фильм» — режиссёрский дебют создателя, шоураннера и главного идеолога всего шоу Александры Ремизовой. Рука дебютанта видна сразу: перед нами обычная телевизионная картинка с чередой сомнительных режиссёрских решений. Самое главное из них – эпизоды с подсознанием Стрелецкого, где за одним столом собрались все основные действующие лица из сериала. Во-первых, эти сцены ломают повествование, абсолютно ничего не добавляя к самой истории фильма. Во-вторых, эти сцены сужают аудиторию полного метра, ибо только хардкорные фанаты помнят, кто все эти люди и в каких отношения они состоят между собой. В-третьих, эти сцены пытаются казаться претенциозно эстетскими, но от этого ещё больше раздражают.

Какой итог эксперимента под названием «Триггер. Фильм»? Если кратко: крайне удручающий. История психолога без самой психологии. Ненужное, неоправданное и не сфокусированное ни на чём конкретном «курортное» ответвление, безуспешно пытающее глубже понять личность Артёма Стрелецкого или хотя бы просто в новой обстановке напомнить, за что мы, собственно, его когда-то полюбили. Такой проходной проект точно не привлечёт к «Триггеру» новых зрителей, зато старых, напротив, заставит поволноваться за качество уже отснятого той же командой третьего сезона.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости