Наталия Галиулова/InterMedia

Станет ли законопроект о креативных индустриях ключом к единой культурной политике, обсудили в ТПП РФ

Заседание, посвященное организационно-правовым, финансовым и функциональным моделям в сфере культуры, используемым для решения стратегических задач, прошло в Торгово-промышленной палате РФ 6 декабря 2023 года.

Председатель комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Егор Иванков во вступительном слове напомнил присутствующим, что законопроект о креативных индустриях прошел первое чтение в Государственной Думе РФ.

– Следствием принятия этого законопроекта будет выстраивание межведомственного взаимодействия. В результате будут появляться организационно-правовые, финансовые и функциональные модели, то есть то, как работают креативные индустрии, кто субъект, кто объект, где деньги, какие условия, – отметил спикер.

Директор «Русского музыкального общества» Екатерина Чебыкина рассказала, что после общения с представителями концертных организаций, филармоний, театров, музыкальных училищ и школ в регионах был выявлен ряд общих проблем. Основные сложности, по ее словам, связаны с оттоком кадров, нехваткой квалифицированных специалистов и музыкальных инструментов.

– Некоторые оркестры и коллективы находятся на грани расформирования, концертные и театральные залы не заполняются в полном объеме. Нехватка кадров связана как с образованием, – в некоторых регионах нет профильных вузов и средних специальных учебных заведений, – так и с низкой заработной платой, отсутствием жилья для приезжих и другими аналогичными проблемами, – прокомментировала она.

По ее мнению, для преодоления многих из этих проблем необходимо активнее вовлекать бизнес в государственно-частное партнерство в сфере культуры.

Меценат, волонтер и просветитель Денис фон Мекк заявил, что развитие культуры абсолютно необходимо государству. Он отметил, что принятие закона о креативных индустриях – это важный шаг, но нужно также разработать правки для Бюджетного и Налогового кодексов РФ, чтобы такие образом создать среду, в которой культура сможет развиваться в партнерстве с бизнесом.

– Я понимаю, что нужно предложить бизнесу, чтобы он с интересом взаимодействовал с культурой. Помимо имиджевой составляющей все люди считают свои средства. Налоговый кодекс всю свою историю претерпевал изменения, условия для благотворительности становились то лучше, то хуже. Сейчас налоговая система становится все прозрачнее. Некоторые меры по стимулированию для привлечения бизнеса в благотворительную деятельность можно возвращать, – отметил он.

Директор регионального отделения в Санкт-Петербурге «Русского музыкального общества» Дмитрий Чагин отметил, что важна ответственность бизнеса по сохранению русской культуры. При этом, по словам спикера, государственно-частное партнерство в сфере культуры в Санкт-Петербурге – «не самая частая история». Бизнес, по словам эксперта, чаще участвует в социальных проектах, нежели культурных, тогда как коммерческие возможности культуры огромны, и есть даже запрос на экспорт – об этом подробнее будет рассказано на грядущем Международном экономическом форуме.

Художественный руководитель Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Алексей Трифонов отметил, что музыкальное образование в стране оторвано от конечного потребителя. Их потребители, по словам спикера, это «театры оперы и билеты, симфонические оркестры и филармонии».

– Если мы посмотрим, на каких инструментах обучаются играть дети, до 90% – это рояли, гитары и народные инструменты. Струнные, духовые и прочие занимают мизерную часть от общего объема. По разным оценкам, всего 2–4% выпускников музыкальных школ работают по профессии, потому что такого количества пианистов и гитаристов индустрии не нужно, – высказался эксперт.

В то же время, по словам выступающего, найти хорошего гобоиста или фаготиста – это колоссальная проблема, причем не только в регионах. В Москве также наблюдается проблема с инструменталистами.

Основатель девелоперской компании Development HUB Ксения Юрьева рассказала про комплексное развитие территорий, которое также связано с развитием креативных индустрий. По ее мнению, таких проектов становится все больше во всех регионах. Многие перестраивают целые районы и серые территории.

– Проблема комплексного развития территории для девелоперов в том, что это социальное обременение. Экономические показатели переносятся на социальную инфраструктуру, которая в результате не приносит доходности, маржинальности. Девелоперы пытаются сократить эту социальную инфраструктуру, чтобы было больше продаваемых квадратных метров, – отметила спикер.

Она также рассказала, что принимала участие в разработке туристско-креативных хабов. Они включали бы в себя создание не просто девелоперских проектов, но также культурных, туристических и образовательных кластеров в рамках города. Это позволило бы не только улучшить экономику региона, но и оставлять социальные и культурные объекты. По мнению эксперта, важно законодательно указать, что конкретно должно входить в понятие комплексного развития территории, иначе такие проекты останутся лишь идеей.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что изучение культурных и креативных индустрий началось под эгидой Торгово-промышленной палаты РФ еще 12 лет назад. Тогда же была разработана первая методика для исследования индустрий сферы культуры, которые вскорости начали называть «креативными».

Он отметил, что пока в стране не выработано точное и исчерпывающее определение креативных индустрий.

– Креативные индустрии делятся на две большие части. Первая построена на непосредственном доведении произведений до людей. Вторая – это использование произведений для продажи других товаров и услуг. Покупая диск или билет, вы платите за прямой доступ к произведению, а покупая футболку с Микки Маусом, вы приобретаете товар народного потребления, использующий произведение, – уточнил он.

Аналогичные примеры можно найти и в других индустриях. Например, музыкальный стриминг выполняет такую же функцию, что и футболка с Микки Маусом. Сам по себе он убыточен, но привлекает внимание аудитории к основному бизнесу. Таких вспомогательных элементов в культурных индустриях множество. Лидируют в этом процессе ИКТ-индустрии, лидеры которых стали крупнейшими в мире корпорациями именно благодаря эффективному использованию произведений. Однако можно ли назвать эти индустрии культурными – ведь в них произведения – объекты интеллектуальной собственности – не создают основную стоимость, лишь участвуя в её создании? На этот вопрос и должен ответить новый закон. Отмечу лишь, что в этом проекте впервые исчерпывающе перечислены все отрасли, составляющие культурные индустрии. В то же время закон вынужденно опирается на классификатор ОКВЭД, о противоречивости и неполноте которого мы говорили ещё больше десяти лет назад, начиная работу над исследованием. Спикер напомнил, что в ходе работы над методикой исследования креативных индустрий по заказу Московской областной думы, был оттестирован и дополнен проект Классификатора креативных индустрий методики InterMedia, учитывающий современное состояние этих индустрий в мире и в РФ. В целом, по мнению спикера, после доработок закон будет весьма полезен для реализации единой культурной политики в сфере культуры.

В завершение присутствующие выразили поддержку предложению о создании постоянно действующей рабочей группы по доработке законодательства в области креативных индустрий в Комиссии по развитию креативных индустрий при Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ .

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости