Александр Курковский/Metro

Николай Цискаридзе рассказал про опасность «Щелкунчика» для здоровья

Балет "Щелкунчик" в исполнении учеников Академии Русского балета имени А. Я.Вагановой будет представлен 19 и 20 декабря 2023 года в ГКД. В преддверии этого события ректор академии, артист балета Николай Цискаридзе побывал в редакции Gazetametro, чтобы рассказать про своих учеников и себя. Артист признался, что он всё-таки москвич по воспитанию и всегда рад показать столичному зрителю, каких успехов добились его ученики из петербургской академии. В "Щелкунчике", который покажут в Кремле, будут задействованы ученики всех возрастов.

– Я вообще не переживаю за выступление учеников, я в них уверен! У нас не кружок "Умелые ноги", – говорит Николай Цискаридзе. – С учениками я не сюсюкаю и часто им повторяю: "Я вас люблю больше всех, но балет я люблю больше". Я своему учителю Петру Антоновичу (Пестову) благодарен за строгость, за каждый удар, за все нервы! По-другому в нашей профессии нельзя.

По мнению нашего Цискаридзе, талант всегда стрессоустойчив, а если "у способного человека не хватает психики, значит, перед нами не талант".

– Когда мы учились, поставили два – до свидания, - рассказал он. - А сейчас обязательно две пересдачи, долгое объяснение с родителями. Сейчас все стали сумасшедшими, сразу пишут лично Путину и в прокуратуру. Все же родители родили гениев, а мы их разглядеть не можем, под лупой смотрим – и не можем.

Но, как уверяет Николай Цискаридзе, пока он на посту ректора, родители «гениальных» двоечников одержать победу не могут.

– Я юридическую академию заканчивал не для этого, – говорит артист, в 2014 году получивший красный диплом и степень магистра трудового права Московской государственной юридической академии. – В период, когда со мной воевало руководство Большого театра, мне всё время приходилось общаться с юристами. И как-то гениальный Кантемир Гусов, один из составителей Трудового кодекса, убедил меня, что надо учиться на юриста. Мне было 38 лет, я поступил на очную форму, и поблажек мне не делали.

Кстати, свой 50-летний юбилей Николай Цискаридзе отмечать не хочет. День рождения 31 декабря, как и Новый год, он с детства недолюбливает:

– Всем было не до меня, - рассказал артист. - Единственное, я ждал, когда же мы сядем за стол и подадут поросёнка, а я смогу подёр­гать его за хвостик. Меня это очень забавляло. Мой отчим всегда доставал ещё большой торт с живой клубникой. Самый же памятный подарок – билет от мамы в Большой театр на "Щелкунчика", в котором танцевала Надежда Павлова. Я даже помню место – ложа бенуара 1, место 1. Это было чудо!

На встрече зашла речь о давке в очередях за билетами на новогодние показы "Щелкунчика" в Большом театре.

– Всё, что сейчас происходит с билетами, – это чудовищный менеджмент. Всех, кто имеет к этому отношение, следует привлечь к ответственности, – считает Николай Цискаридзе. – Меня поражает, что Большой театр, у которого бюджет в 5 млрд, за столько лет не может наладить систему, чтобы люди смогли в личном кабинете зарегистрироваться и купить билеты, пусть и ограниченное их число. Мне больно и стыдно как премьеру Большого театра.

По мнению Цискаридзе, новогодний конвейер "Щелкунчиков" опасен для артистов и оборачивается разочарованием для зрителей.

– Я станцевал очень много "Щелкунчиков", но мы начинали в ноябре и заканчивали где-то в апреле. Между каждым спектаклем был день или два. Сейчас в афише Большого они стоят чередой, и это халтура, – говорит он. – Человеческий организм не может каждый день "являть". Это опасно для здоровья. Потому там текучка, травмы и потребитель страдает. Два года назад мои ученики танцевали "Щелкунчика" в Большом, это было 31 декабря, в мой день рождения. Они меня пригласили, я пришёл вместе с подругой – драматической актрисой, которая со мной смотрела этот спектакль раз 20. Она меня предупредила: "Я в определённых местах заплачу, ты меня не перебивай". Закончился первый акт, и она меня спрашивает: "Странно, а музыка та же? И хореография? Хм, а у меня даже в носу не засвербило..." После второго акта, выходя, она говорит: "Ты знаешь, они у меня украли сказку".

Про то, с каким трудом он поступил в Большой, про свой взлёт на сцене артист выпустил книгу "Мой театр", в декабре выйдет её вторая часть. Две части автобиографии разделены – карьера до травмы, из-за которой Цискаридзе чуть не потерял ногу, и после неё.

– Это было серьёзное испытание, но у меня впервые появилось свободное время! – рассказал артист не без удовольствия вспоминавший год, который он провёл, восстанавливаясь в Биаррице.

Последние новости