постер к фильму

Рецензия на фильм «Великая ирония»: Триумфальное возвращение Вуди Аллена

Оценка: 8 из 10

Комедийный триллер «Великая ирония» выходит в российский прокат 28 сентября 2023 года. Режиссёр и сценарист: Вуди Аллен. В ролях: Лу де Лааж, Валери Лемерсье, Мельвиль Пупо, Нильс Шнайдер и другие.

Всё пошло под откос, когда Вуди Аллен перестал снимать по фильму каждый год. Случайность или тщательно выверенная последовательность событий? Так или иначе, стоило режиссёру окончательно покинуть любимый Нью-Йорк, как мир начал трещать по швам: эпидемии, войны, забастовки… Но вот спустя три года после релокации Вуди Аллена в Европу, выходит его новый, 50-й в карьере полнометражный фильм «Великая ирония». Спасёт ли он человечество? Это вряд ли. Подарит ли зрителям со всех концов света полтора часа чистого кинематографического счастья? Несомненно!

Красивая, молодая и замужняя Фанни (Лу де Лааж) буднично идёт на работу в свой офис тем же путём, что и каждый день. Однако золотистый Париж этой осенью приготовил для неё внезапный поворот судьбы. Её навстречу мечтательной походкой, как и все писатели-романтики, неспешно прогуливается Ален (Нильс Шнайдер), с которым Фанни не виделась со школьных лет. Ален тогда был по уши в неё влюблён, но боялся ей признаться. Так и унёс эту душевную боль с собой, чтобы подпитывать ею свои творческие успехи в писательской деятельности. Но вот счастливый случай сталкивает героев снова спустя столько лет, и уже после первого разговора мы всё прекрасно понимаем: чувства Алена до сих не прошли.

Фанни замужем за успешным, состоятельным бизнесменом Жаном (Мельвиль Пупо), который, по сути, прямая противоположность лёгкому и свободному Алену – душный, ревнивый манипулятор, скрывающийся под маской заботливого зятя и чрезвычайно внимательного супруга. У Мельвиля Пупо этот образ получается пугающе достоверно: буквально месяц назад в российский прокат вышла отличная психодрама «Только ты и я», где Пупо также сыграл мужа-абьюзера, но только в разы более жуткого.

Вуди Аллен впервые снял кино полностью на французском языке и с французскими актёрами. Париж, его второй любимый город после Нью-Йорка, уже был главным героем одного из лучших его фильмов – «Полночь в Париже», но тогда столица предстала в романтизированном образе, здесь же она живая, настоящая, показанная глазами местных жителей, а не взятая с туристических открыток. При этом Париж в «Великой иронии» также отдельный персонаж фильма. Благодаря мастерству постоянного оператора Вуди Аллена – легендарного Витторио Стораро – город приобретает черты картин эпохи Возрождения. Особенно завораживает работа со светом: когда Фанни вместе с Аленом, палитра кадра тёплая, много жёлтых цветов, мы оказываемся в танце солнца и осенних листьев. Когда Фанни возвращается домой к Жану, цвета становятся холодными, кадром правят синие тона. Манера съёмки тоже отличается: камера порхает по мансарде Алена, как влетевший с улицы освежающий сквозняк, а в прагматичных, угловатых апартаментах Жана камера обычно застывает, словно боясь случайно задеть дорогую вазу.

Честно говоря, Аллен, снимая свои разговорные комедии с шутками про евреев на Манхэттене, уже казался связующим звеном между режиссёрами французской волны и Новым Голливудом. Поэтому приехав в Париж и работая на французском языке, кино Вуди Аллена, по сути, особо не поменялось – ну уж точно не стало хуже. Аллен признаётся, что до сих пор не понимает по-французски ни слова, однако его кинематограф говорит на этом языке, как на родном. Более того, в «Великой иронии» ему удалось собрать совершенно потрясающих малоизвестных актёров, которые по органичности и артистизму не растерялись бы даже на фоне большинства голливудских звёзд, с которыми Вуди Аллен поработал за всю свою карьеру.

А карьера у него действительно выдалась длинной и впечатляющей. «Великая ирония» — его юбилейный, 50-й фильм (если не считать мини-сериал «Кризис в шести сценах») и в случае с 87-летнем режиссёром высока вероятность, что финальный. Если так, то это очень хорошее завершение плодовитой, многогранной карьеры – зрелое кино с фирменной саркастической концовкой. Аллен мастерски умел переключаться из разговорной комедии в психологическую драму и в напряжённый триллер. Зачастую это могли быть три разных фильма, а «Великая ирония» ловко жонглирует сразу несколькими жанрами. Местами это лёгкая, остроумная романтическая история о заново вспыхнувших чувствах, местами тревожный, непредсказуемый триллер о тёмных сторонах человека. И чем не высшая похвала для режиссёра с полусотней фильмов в багаже – охарактеризовать его новое творение «непредсказуемым» и «остроумным»?

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости