постер к фильму

Рецензия на фильм «Кто убил BlackBerry»: Акулы и пираты

Оценка: 7 из 10

Биографическая драма «Кто убилBlackBerry» вышла в российский прокат 11 мая 2023 года. Режиссёр: Мэтт Джонсон. В ролях: Джей Барушель, Гленн Хауэртон, Мэтт Джонсон, Кэри Элвес и другие.

Чтобы догадаться, кто убил BlackBerry, не нужно даже смотреть фильм. Убийцу, вероятно, вы держите в своих руках прямо сейчас, читая с него этот текст. Благо, что есть ещё куча причин, почему ироничный tech-байопик Мэтта Джонсона всё же не стоит пропускать. Во-первых, это не типичная история успеха широко известного бренда, это также история его краха. Во-вторых, по форме и манере повествования данное кино смело выделяется на фоне терабайтов однотипных проектов про компьютеры, приложения и великих айтишников, снятых как будто бы одной и той же нейросетью. Среди последних её творений был нашумевший «Тетрис», и теперь выходящий в прокат «BlackBerry» можно смело считать фильмом, который убил «Tetris».

В 1984 году в городе Онтарио студентом Майком Лазаридисом (Джей Барушель) была основана компания Research In Motion. Так началась история BlackBerry. Правда, пока ещё до создания первого в мире смартфона было далеко. Вплоть до 1997 года Майк вместе с университетским другом Дагом (Мэтт Джонсон), два независимых пирата в море кодов и скриптов, работали над устройствами беспроводной связи, напоминающими пейджер (который, кстати, тоже придумали канадцы). Всё поменялось, когда в RIM пришла акула бизнеса Джим Балсилли (Гленн Хауэртон). Он увидел потенциал в наработках Майка, стал со-директором компании, и вместе они занялись разработкой BlackBerry.

И вот смартфон с полноформатной миниатюрной клавиатурой вышел на рынок и тут же произвёл фурор. Им пользовались Обама, Меркель, Ким Кардашьян и все, кто хотел выглядеть представительным. В нулевых BlackBerry стал синонимом высокого статуса. Майк и Джим гребли деньги лопатой. Но потом в Кремниевой долине на очередной презентации конкурирующей компании на сцену вышел Стив Джобс в своей классической чёрной водолазке и анонсировал появление «Айфона», первого смартфона без клавиатуры на корпусе. Ни Майк, ни Джим не восприняли нововведение Apple всерьёз, а зря. Именно эта презентация запустила обратный отсчёт от статуса BlackBerry, как карманного девайса номер один во всём мире, до его полного забвения.

Сюжет напоминает шведский мини-сериал «Плейлист» о создании Spotify, где тоже чудаковатый программист повстречал матёрого бизнесмена, и потом всё как завертелось. Но только «Кто убил BlackBerry» снят интереснее – словно эпизод «Офиса» в духе «Игры на понижение». Подвижная камера, напоминающая фильмы Адама МакКея, постоянно выискивает комичные выражения лиц и реакции с заднего плана, пока на переднем нам рассказывают какую-то важную информацию. Мэтт Джонсон даже не думает тягаться с Финчером и его «Социальной сетью», ему не нужен лишний пафос, он не злоупотребляет техническими терминами. Здесь больший акцент делается на офисном пространстве, как живом организме: обязательные просмотры фильмов по пятницам для коллектива так же важны, как и растущие графики продаж.

Царящий на экране контролируемый хаос и развешенные комедийные струны не позволяют фильму стать скучным, когда по законам жанра он вроде как обязан таким стать. Но у Джонсона получается показать занимательно как и рутину программистов, так и злополучные встречи со спонсорами и всякими вышестоящими комитетами. «Кто убил BlackBerry» по-канадски странный, слегка чудаковатый байопик, что, впрочем, придаёт ему особого шарма. Ретро-вайб и зернистая картинка удачно сказываются на визуальном стиле фильма, близкому к сериалу «Время побеждать», которым так же занимался Адам МакКей.

Отдельно нужно упомянуть безукоризненные кастинговые решения. Барушель приятно встряхивает свою заржавевшую карьеру лучшей ролью за долгое время. Радостно увидеть Гленна Хауэртона в большом кино, чей талант хорошо известен фанатам «В Филадельфии всегда солнечно». В образе лысеющего, психически неуравновешенного, но одарённого предпринимателя он явно как бы говорит, что готов к большим и сложным ролям, необязательно комедийного характера.

«Кто убил BlackBerry» — симпатичное и непретенциозное кино о том, что технологический прогресс неумолим, его не остановить, не предсказать и тем более уж не взять под контроль. Сегодня ты – король индустрии, а завтра умоляешь китайцев за гроши купить хоть пару ящиков твоей продукции. Таковы реалии мира компьютерных технологий.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости