постер к фильму

Рецензия на фильм «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия»: Разговоры ни о чем

Оценка: 2 из 10

Комедия «О чем говорят мужчин. Простые удовольствия» выйдет в российский прокат 2 февраля 2023 года. Режиссер: Михаил Поляков. В ролях: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Максим Виторган, Екатерина Варнава, Дмитрий Нагиев, Гарик Харламов и др.

«Квартет И» - одно из главных культурных явлений в России 2000-х, создатели оригинального театра и двух (а то и трех) успешных кинофраншиз, выпустили свой новый фильм. Первая часть «О чем говорят мужчины», выросшая из театральной постановки и вышедшая в 2010 году, стала бомбой, одной из главных российских комедий начала века, разошлась на цитаты и мемы. Два последующих фильма повторили ее кассовый успех, в них были свои находки, свои недостатки, но они вполне оправдали ожидания поклонников «Квартета». Рейтинг ожидания новой части на «Кинопоиске» составляет 97%, но, боюсь, разочарованы будут все.

Первое, что бросается в глаза в новом фильме – полное отсутствие сюжета. Если первая часть была роуд-муви с конечной целью и сопутствующими приключениями, то сиквел 2011 года «О чем еще говорят мужчины» был снят уже в несколько ином жанре новогоднего фильма со слегка криминальной интригой. Третий фильм «О чем говорят мужчины. Продолжение» задержался на шесть лет, но и в нем было новое роуд-муви (на этот раз на поезде), и смешной антагонист, и интрига, и красивые виды Санкт-Петербурга. В новой части нет ровным счетом ничего, кроме красивых картинок столицы образца 2022 года, выдающего себя за… 2019-й.

Нормально, когда авторы обманывают зрителя (на этом в принципе построен волшебный мир кинематографа), но когда они пытаются обмануть самих себя, это сложно скрыть. Снимать фильм в России в 2022 году, делая вид, что не было ни 2020-го, ни 2021-го и ни самого 2022-го? Для этого надо либо полностью жить в мире иллюзий, либо обладать запредельным уровнем цинизма. К счастью, ни в том, ни в другом заподозрить участников «Квартета И» нельзя. А без этих двух качеств вместо комедии получаются те самые ёлочные игрушки из анекдота, которые вроде бы как настоящие, но не радуют.

Интрига ничтожна, приключений ноль, ходящие вокруг по улице актеры на 90% статисты и никак не участвуют в сюжете, вставных гэгов почти нет, весёлые камео также минимальны. Зачем вообще было выходить на улицу? Если вдруг «Квартету» придет в голову делать пятый фильм, то можно просто собраться в креслах-качалках и разговаривать, сняв всё на мобильный телефон. Модно, минималистично, дёшево, по-пенсионерски.

При отсутствии сюжета, смешных шуток и неожиданных реприз поневоле начинаешь приглядываться к происходящему на экране с пристрастием и замечать торчащие из всех углов несуразности. Четверо мужчин за 50 ходят жарким летним днём по городу и пьют сначала палёный коньяк на набережной, потом водку на скамейке (где, кстати, полиция, чтобы пресечь это безобразие?), затем коньяк с кофе в кафе, после него наливки от сербского ресторана и еще, и еще – и не пьянеют ни на секунду и даже не потеют. Не говоря уже о той странности, что за полтора часа экранного времени они успевают шесть раз поесть (даже грудные младенцы питаются реже), что в их возрасте довольно нездорово. Справить нужду двое из друзей заходят во дворик Театра имени Моссовета (!), хотя через пять минут после этого оказываются в баре – нельзя было потерпеть? По сюжету, прогулка друзей проходит по Садовому кольцу, так какого черта камера на квадрокоптере показывает то Поклонную, то Воробьевы горы, то Сити – это рекламный ролик про то, как похорошела Москва или какой-то провинциальный взгляд на столицу, которая суть маленький городок, где всё рядом? Тогда где же Мавзолей, Кремль, Третьяковка? Вместо нее, правда, в финале появляется модное здание ГЭС-2 со спорным памятником рядом.

Действие развивается медленнее некуда, паузы мучительны, герои произносят банальности и даже пошлости. Да, в кадре трое осуждают четвертого за неудачную шутку (жаль, что лишь за одну), но от этого она не становится лучше. В конце концов, это готовый фильм, а не читка сценария, зачем оставлять в нем то, что кажется авторам шуткой не слишком высокого качества? Самоироничные вставки от лица героев выглядят так, словно они пытаются попросить помощи у зрителей. Может быть, где-то в картине есть 25-й кадр, в котором авторы сообщают, что их заставили снять этот фильм злые продюсеры? Надо бы посмотреть повнимательнее, но во второй раз не хочется так себя мучить. В целом вместо этой рецензии можно было взять и вырезать из фильма камео Гарика Харламова, рассуждающего о том, что фильм не смешной, вторичный, шутки не радуют, а в финале и вовсе засыпающего перед экраном. То, что должно было быть самоиронией, похоже, стало саморазоблачением.

Если первые две части «О чем говорят мужчины» (как и «День радио» и «Быстрее, чем кролики») снимал Дмитрий Дьяченко, начинавший свою карьеру в театре «Квартет И», близкий им по духу и действительно выросший в хорошего режиссера, а в дальнейшем «квартетовцы» приняли неоднозначное решение приглашать не самых известных и выдающихся авторов (исключение – Алексей Нужный, автор адаптации «Громкой связи» и сиквела «Обратная связь»). Сложно сказать, чем именно продиктовано такое решение, можно предположить, что желанием авторов сценария руководить процессом, не находясь в режиссерском кресле. Флюза Фархшатова, сделавшая «О чем говорят мужчины. Продолжение», предложила женский взгляд на мужские проблемы, но это уже был определенный шаг назад. Предыдущий проект театра – сериал-адаптацию спектакля «В Бореньке чего-то нет» - снял почти дебютант Никита Власов, и это шоу совершенно не оправдало ожидания поклонников, становясь скучнее от серии к серии. В послужном же списке режиссера «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия» Михаила Полякова нет ровным счетом ничего, что указывало бы на успех будущего сотрудничества.

Но вряд ли режиссера стоит винить в том, что к четвертому фильму франшизы у четырех главных героев так и не появилось выраженных биографий, выродившихся в набор отрывочных воспоминаний и толпу родственников (ей-богу, у героев вселенной Pixar жизнь прописана куда детальнее). Их женщины и семьи полностью виртуализировались, а на чем держится многолетняя дружба (кроме многолетней привычки выпивать вместе) – непонятно. Виртуальной в силу понятных обстоятельств стала в новом фильме и группа «Би-2» - почти такая же неотъемлемая часть франшизы, как четверка главных героев. Хотя песни ее по-прежнему звучат в саундтреке, в том числе «Депрессия», название которой можно сделать слоганом для зрителей, покидающих кинозал.

В день пресс-показа фильма вся страна отмечала 100-летие Леонида Гайдая. Одним из его девизов на площадке, как свидетельствуют рассказы друзей и коллег, была фраза: «Пока не ощутишь радость – не снимай ни кадра!». Увы, в этом фильме радость, кажется, не ощущал никто, но камеру зачем-то включили…

Екатерина Алексеева, InterMedia

Последние новости