постер к сериалу

Рецензия на 2-й сезон «Белого лотоса»: Ускользающая красота

Оценка: 8 из 10

Второй сезон сериала «Белый лотос» вышел на видеосервисе «Амедиатека». Режиссёр: Майк Уайт. В ролях: Дженнифер Кулидж, Ф. Мюррэй Абрахам, Адам ДиМарко, Беатриче Гранно, Том Холландер, Майкл Империоли, Тео Джеймс, Обри Плаза и другие.

Изначально «Белый лотос» был задуман как 6-серийный сатирический мини-сериал про богатых американцев на дорогом гавайском курорте, где можно купить всё, кроме любви и счастья. Однако шоу Майка Уайта встретили так тепло (рекорды просмотров на HBO, целых пять премий «Эмми»), что его тут же продлили ещё на два сезона, превратив в сериал-антологию. Во втором сезоне мы оказываемся на Сицилии, где уже другой премиальный отель сети «Белый лотос» принимает новых гостей – опять американцев с полным багажом комплексов, проблем и зависимостей.

Итак, наши гости в этом заезде: две семейные парочки, три поколения мужчин одной династии и возрастная дама со своей молодой ассистенткой. Кэмерон (Тео Джеймс) и Дафна Салливаны (Мэган Фэйхи) — сексуально раскрепощённая пара, в то время как Итан (Уилл Шарп) и Харпер Спиллеры (Обри Плаза) замкнуты и скромны в своих отношениях. Парни знают друг друга ещё с колледжа, но лучшими друзьями их не назовёшь. Их жёны до этого моменты не были знакомы, но уже в первой серии по их словам понимаем, что тут тоже назревает конфликт интересов. «Мы с Кэмероном вообще новости не смотрим… мы голосуем, жертвуем деньги, что ещё нужно?», — говорит Дафна. «Мы тут развлекаемся, а мир горит синим пламенем», — парирует Харпер. Согласитесь, две очень актуальные позиции на события уходящего года.

Преклонного возраста Берт Ди Грассо (Ф. Мюррэй Абрахам) приехал на Сицилию вместе с взрослым сыном Домиником (Майкл Империоли) и внуком Алби (Адам ДиМарко), чтобы отыскать корни своей семьи. Как настоящие итало-американцы, старшее поколение Ди Грассо обожает «Крёстного отца», но младший восторгов по классике Копполы не разделяет. Он считает, что его отец с дедом так боготворят этот фильм, только потому что он напоминает им о постепенно отмирающем патриархальном мире, когда можно было спать с кем угодно, а потом возвращаться домой к всепрощающей жене.

Именно этим и страдает Доминик – слабостью к женскому полу (нужно воздать должное гениальному кастингу в этом сезоне, ведь, по сути, Империоли опять играет своего самого каноничного персонажа – постаревшего Кристофера из «Сопрано»). Даже когда жена не желает с ним разговаривать по телефону, обвиняя в разрушении всей её жизни, Доминик не может пройти мимо местных итальянских проституток, крутящихся у отеля как раз с целью подцепить богатого американца. В своей натуре Доминик винит отца, мол, это он его таким воспитал. Алби же, наоборот, намерен разорвать этот порочный круг семейства Ди Грассо, но может ли человек пойти против своей крови? Что если неконтролируемая тяга к противоположному полу – это его наследственность?

Таня (Дженнифер Кулидж) — единственная героиня первого сезона, вернувшаяся во втором, но в этот раз с молодой личной помощницей Поршией (Хейли Лу Ричардсон). Таня – всё такая же волшебная, мечтательная и лёгкая на подъём авантюристка в поисках любви. Найденное в финале прошлого сезона семейное счастье оказалось хрупким, поэтому героиня снова, несмотря на свой возраст, хочет позировать перед мужчинами на пляже как Моника Витти и кататься по сицилийским возвышенностям на маленькой «Веспе» как Одри Хёпберн в «Итальянских каникулах».

Не успев толком заселиться в номер, Таня требует секса со своим мужчиной. Зритель пока не понимает, но это первый намёк, что тема человеческой близости и её отсутствия станет центральной темой всего сезона. Если в первом это была хлёсткая сатира на притворяющихся счастливыми богачей в духе Рубена Эстлунда, во многом предвосхитившая его международный хит «Треугольник печали», то второй сезон останавливается на анализе сексуальных пороков человека. Иногда в комичном ключе, иногда с позиций психологии и социологии, а порой через чисто кинематографичное созерцание, напоминающее уже о чувствительном, сенсорном кинематографе Луки Гуаданьино.

В целом, перенос места действия в Италию сильно обогатил «Белый лотос» в эстетическом плане. На Гавайях было красиво, но это, конечно, даже близко не стоит с живописнейшими сицилийскими пейзажами – тут от одних только видов природы кругом идёт голова. Однако Майк Уайт ловко взаимодействует не только с визуальным богатством страны, но и с её необъятным культурным наследием. Уже в начальных титрах мы разглядываем различные фрески и картины, выполненные в стиле античной итальянской живописи – причём, так виртуозно, что их можно принять за подлинные произведения искусства. На самом деле это стилизация, обыгрывающая архетипы всех персонажей сезона.

Кроме того, второй сезон добротно усыпан отсылками на итальянский кинематограф. Вместе с Гуаданьино, который восхваляет телесность, и Копполой, ярко критиковавшего токсичную маскулинность до того, как это вошло в моду, нельзя не вспомнить фильмы Антониони и Бертолуччи. Здесь мужчины отчуждаются от одной женщины ради другой столь же быстро, как в «Приключении», а дамы, напротив, готовы на всё, чтобы ухватить ускользающую красоту, как в одноимённом классическом фильме с Лив Тайлер.

Во втором сезоне Майк Уайт превзошёл самого себя. Поначалу всё происходящее кажется каким-то вялым, а новые герои – не такими харизматичными и яркими, как прежде. Но с каждым новым днём на курорте Таормина чётче видна тончайшая сценарная работа, а именно та драматургическая магия, превращающая на первый взгляд пустые диалоги за бокалом розе в мозаично точный портрет людей в кризисе. Будь то кризис семейных отношений или сексуальной жизни. «Белый лотос» — это целое социологическое исследование в форме остроумно написанного сериала с кучкой малоприятных персонажей. И кто теперь вспомнит, что когда-то шоу Майка Уайта считалось лишь очередной американской комедией про убийство на пляже?

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости