постер к фильму

Рецензия на фильм «Дополнительный урок»: Переиграть и уничтожить

Оценка: 7 из 10

Остросюжетный триллер «Дополнительный урок» выйдет в российский прокат 20 октября 2022 года. Режиссер: Анна Курбатова. В ролях: Кирилл Кяро, Юлия Александрова, Олег Васильков и др.

Вечер, торговый центр, индустрия развлечений предлагает удовольствия на все вкусы. Расслабленные школьники обсуждают компьютерные игры и основной их принцип -        «переиграть и уничтожить». Едва звучат эти сакраментальные слова, как в помещении появляется стрелок и начинает безжалостно убивать всех подряд.

Это лишь из области фантазий или воспоминаний не хватающей звезд с неба полицейской Веры Седовой (Юлия Александрова). А реальность такова, что из-за постоянных головных болей и необходимости пить транквилизаторы женщину перевели на не самое популярную должность патрульной колледжа. Первого сентября студенты выпендриваются друг перед другом, кто во что горазд. И только один из них — нелюдимый заика Максим — сторонится всех. В какой-то момент, Вера, заметив у него в руке обрез, стреляет и убивает парня. Но при осмотре места происшествия оружие найти не удается, и теперь бдительной стражнице грозит реальный срок, спасти от которого ее попытается адвокат Илья Нестеров (Кирилл Кяро).

Неуютный англицизм «скулшутинг», увы, все прочнее входит в обыденный лексикон передовиц. Распоясавшиеся «школьные стрелки» каждый раз дают обильную пищу для размышлений доморощенным экспертам и досужим обывателям. В своих оценках данного явления они ходят по кругу («куда же смотрит семья и школа») и не продвигаются ни на йоту, потому что преступлений подобного рода от этого меньше не становится. Напротив, каждое последующее, норовит побить прежние антирекорды по числу жертв.

«Дополнительный урок» претендует на такое же всеобъемлющее осмысление причин скулшутинга, но что из этого получилось, судите сами. Создатели «Дополнительного урока» предпочли не бить в одну точку, а набросать несколько предпосылок для преступлений на выбор. Два из них точно имеют место в реальности.

Первая: нынешние учащиеся колледжей искусств никак не соответствуют высокому званию служителей муз. Так же, как и их более приземленные собратья из нетворческих учебных, они беспробудно пьют панически бегут от любой общественной нагрузки и промышляют наркодилерством. Между тем, самооценка этой своеобразной элиты завышена, вот и стараются утвердиться сомнительными способами. Второе: расплодившиеся, как грибы после дождя, охранные фирмы, которые набирают людей с улицы, экономят на всем и не занимаются сколь-либо серьезной подготовкой кадров.

С анализом внешних мотивов в фильме полный порядок, а вот с внутренними такая же неразбериха, как везде. Поведение героев обусловлено стандартами голливудских блокбастеров, когда протагонистов гложет какая-то серьезная психологическая травма, которая мешает не только нормально общаться с окружающими, но и полностью иногда стирает грань между реальным и воображаемым миром. К таким людям проникаешься сочувствием, но ровно до того момента, когда задаемся сакраментальным вопросом: как мы вообще можем им доверять своих детей?

В этом смысле герой Кирилла Кяро полностью противоположен своей подзащитной. Личная жизнь у него, впрочем, тоже не задалась, но причин мы не узнаем даже из полунамеков. Очевидная асимметрия между Седовой и Нестеровым отнюдь не способствует возникновению «химии» между ними, из-за чего их совместные эпизоды могут показаться довольно дежурными. Что же касается основной детективной интриги, то она порою увязает, как муха в янтаре, в банальных семейных сценах, не сулящих серьезных открытий со времен романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». О чем тут можно говорить, когда кульминационная сцена конфликта ершистого юноши с родителями изрядно напоминает перипетии эксцентричной песни группы «Крематорий» «Хабибуллин»: «Папа с мамой уехали в Европу и оставили сыну квартиру...»

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости