постер к фильму

Рецензия на фильм Марио Мартоне «Ностальгия»: От прошлого не скрыться

Оценка: 6 из 10

Итальянская драма «Ностальгия» открывала кинофестиваль «Voices» в Вологде, в российский прокат лента выходит 13 октября 2022 года. Режиссёр: Марио Мартоне. В ролях: Пьерфранческо Фавино, Франческого Ди Лева, Томмазо Раньо, Аврора Кваттрокки и другие.

«Познание – в ностальгии». С этих слов Пьера Паоло Пазолини открывается новый фильм неаполитанца Марио Мартоне, в котором главный герой заново познаёт свою жизнь, вернувшись на родную итальянскую землю после сорока лет отсутствия. Далёкий от фестивальных лавров цитируемого соотечественника Мартоне в последние годы добился завидной производительности, чьи фильмы, как правило, регулярно отбирались в конкурс Венецианского кинофестиваля – попадали туда они, правда, скорее по квоте итальянских фильмов, а не исходя из их высокого качества. Однако его новейшая «Ностальгия» то ли оказалась готовой раньше срока, толь попросту вышла заметно солиднее, но в итоге появилась в конкурсе уже Каннского кинофестиваля, где Мартоне не гостило с далёкого 95-го. По факту, «Ностальгия» действительно не из слабого десятка в карьере итальянца.

Феличе (Пьерфранческо Фавино) не осознавал, что скучает по своей родине, пока не сошёл с борта самолёта в городе, где он родился. И вот статный взрослый мужчина с дорогими золотыми часами прогуливается по ночным неаполитанским улицам, прокручивает в памяти юношеские воспоминания, заходит в маленький ресторанчик, где, возможно, раньше любил кушать пиццу. На следующее утро он отправляется к своей старой и слабой матери, которая как будто специально 40 лет дожидалась визита сына и теперь со спокойной душой может покинуть эту землю. Но перед своей кончиной, они тепло пообщаются на тёмной кухне, где старые поколения ворчат о том, что вокруг одни бандиты, работу всю китайцы отобрали, да и вообще раньше сахар был слаще, а тесто в пицце толще. Феличе в ответ лишь мягко улыбается, поглядывая на старые фотографии.

Почему он уехал? Ведь тогда он бросил всё, чем дорожил, никому ничего не сказав. В местной церкви его поступком восхищаются – действующий священник до сих пор с гордостью рассказывает, как его друг детства взял и отправился открывать мир. Однако сам он в качестве официальной версии использует менее авантюрное объяснение: друг устроился в крупную компанию в одной арабской стране и позвал его с собой. На самом деле же Феличе покинул родную Италию с болью в сердце, и боль эта связана с его духовным братом и лучшим другом детства, который ищет его, как только узнал, что Феличе снова в городе. Ищет, правда, не для дружеского объятия.

Колоритный итальянский актёр Пьерфранческо Фавино за свою тридцатилетнюю карьеру успел поработать как в локальной телевизионной продукции, так и в Голливуде, сыграв, например, Колумба в «Ночи в музее», итальянского инспектора в «Ангелах и демонах», плюс ещё появлялся в «Хрониках Нарнии» и «Гонке» Рона Ховарда. Однако настоящий международный успех к нему пришёл на изломе пятого десятка, когда он, как и Феличе, вернулся на родину и стал работать с итальянскими режиссёрами. После роли босса итальянской мафии в картине классика Марко Белоккьо «Предатель» о Фавино заговорили во всех фестивальных кругах. Дальше последовал приз лучшему актёру Венецианского кинофестиваля за фильм «Наш отец», теперь – ещё одна роль-бенефис в «Ностальгии». Для актёра Пьерфранческо Фавино, судя по всему, долче вита только начинается.

Что касается самого Мартоне, то он не единственный итальянский режиссёр, который любит снимать про Неаполь. Куда более фактурно изображать южную столицу Италии научился Маттео Гарроне (который по рождению вообще римлянин), чьи фильмы, будь они про собачника или про торговца рыбы, мечтающего стать звездой экрана, захватывают переплетением реализма с элементами криминального жанрового кино. У Марио Мартоне здесь не совсем понятно, что было задумано изначально. В первой половине мы наблюдаем сцены, напоминающие другую «Ностальгию» (Тарковского), где главный герой задумчиво ходит по живописным улочкам и вдоль стареньких ветхих церквей и ищет в них своё прошлое. Оно, кстати говоря, изображено вставками, стилизованными под 16-мм плёнку и напоминающими кадры из фильмов братьев Тавиани.

В этих согревающих душу и ласкающих глаз прогулках (Италию редко удастся изобразить так, чтобы у зрителя сердце не защемило от красоты) кроется сила «Ностальгии», особенно с учётом того, что пока мы особо не догадываемся, почему Феличе покинул эти земли. Остаётся простор для фантазии, манёвр для интерпретации (то, чем славился и Пазолини, и, конечно же, Феллини). Но потом кино сваливается в разочаровывающе банальный троп итальянского кино, на котором сам Фавино когда-то и поставил точку (в том же «Предателе» Белоккьо), – троп итальянской мафии, который мусолится до самого конца. Все поступки и причины начинают обсасываться до костей, а криминальный сюжет повторяет сказанное уже десятком других итальянских постановщиков (от Клаудио Джованнези до братьев Манетти).

Любопытно преподносится тема религиозной интеграции принявшего ислам Феличе в современной католической Италии, однако и она ко второй половине пускается на самотёк. Отношения главного героя с мультикультурной неаполитанской молодёжью заканчиваются тем, что Феличе просто включает им арабский электронный трек, под который все начинают танцевать. В этот же момент наш герой звонит своей жене, оставшейся в Ливане, показывая, как он якобы нашёл общий язык с молодым поколением. Отношения с женой тоже показаны крайне странно – складывается такое ощущение, что она весь фильм сидит в другой стране на диване и ждёт звонка мужа, чтобы поговорить с ним по фейс-тайму.

Получается, что ностальгирует Марио Мартоне не по старому Неаполю с его неспешным ритмом жизни и ворчливыми работягами, надышавшимися на работе клеем, а по старому национальному кино про мафию и кровные разборки. Может быть, именно поэтому современный итальянский кинематограф под тяжестью такой вот «ностальгии» всё никак не может встать с колен?

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости