постер к фильму

Рецензия на фильм «Топ Ган: Мэверик»: Молодость на взлётной полосе

Оценка: 8 из 10

Американский боевик «Топ Ган: Мэверик» вышел в мировой прокат. Режиссёр: Джозеф Косински. В ролях: Том Круз, Майлз Теллер, Дженнифер Коннелли, Джон Хэмм, Глен Пауэлл, Вэл Килмер и другие.

Во времена, когда всё было проще, а Том Круз мог позволить себе лишь прокатиться в кадре на мотоцикле, на экран вылетел первый «Топ Ган» (известный в нашей локализации как «Лучший стрелок», будто бы фильм о стрельбе), с которого началась мода, во-первых, на стильные очки-авиаторы, а во-вторых, собственно, на самого Тома Круза. За годы поменялось многое – умер Тони Скотт, постановщик оригинала, упали продажи солнечных очков, Danger Zone и Take My Breath Away выпали из хит-парадов, пляжный волейбол перестал возбуждать, но одно осталось неизменным – исполнитель роли Мэверика всё ещё звезда мирового масштаба. Теперь Круз может позволить себе куда больше – например, самому сесть в кабину пилота истребителя и промчаться на сверхзвуковой скорости, пока его снимает камера. Кто бы мог подумать, что спустя какие-то 35 лет именно такие выкрутасы напомнят всем о магии большого кино.

С финала первого фильма утекло много воды, но Мэверику всё ещё не даёт покоя трагичная кончина его лучшего друга по прозвищу Гусь. Он, как обычно, пытается отогнать плохие мысли, взлетая в облака, но возраст берёт свой – пусть наш герой ещё полон сил и энтузиазма, верховные командующие не видят смысла держать ветерана войны в качестве лётчика-испытателя на госслужбе. По просьбе старого знакомого Айсмена (Вэл Килмер) Мэверика отправляют обратно в Топ Ган для подготовки лучших пилотов мира (они, конечно же, американцы) к смертельному заданию. Из 12 кандидатов, которых герой должен обучить своему мастерству, Мэверику придётся отобрать шестерых. Вот только один из кадетов – юноша по прозвищу Задира (Майлз Теллер), сын Гуся.

Чувство вины за гибель товарища однажды побудило Мэверика не дать его сыну пойти по стопам отца – он отозвал заявление Задиры в лётное училище, за что тот заочно возненавидел Мэверика. Теперь им придётся выстраивать отношения заново – молодость против опыта, упрямство против расчёта, стремление не посрамить честь отца против держащего за глотку чувства вины. Тема суррогатного отцовства в новом «Топ Гане» — его, пожалуй, главное эмоциональное топливо, на котором сиквел пролетает все два часа хронометража на весьма убедительной высоте. Для очередной американской военной бравады, чем кино, конечно же, является, «Мэверик» проделывает хорошую работу по убеждению зрителя в необходимости заждавшегося продолжения: драма поколений не выглядит натянутой, а новые герои мягко напоминают, что как бы хорош ты не был в своём деле, не стоит беспокоиться о будущем – новые поколения продолжат начатое.

Таким позитивным настроем во многом сиквел и подкупает, ведь всё чаще в индустрии звучат слова о постоянном упадке кинематографа, становится меньше авторов, больше франшиз. Но «Топ Гану» удаётся встроить мостик между старой школой голливудского кино с её сложными натурными съёмками и сакрализацией звезды первой величины в главной роли и между новой студийной политикой с её технологичным подходом к зрелищному кино, разнообразным по этносу и гендеру актёрским составом и стремлением пробудить у зрителя ностальгический порыв.

Том Круз уже всё всем доказал, поэтому теперь работает только с теми режиссёрами, с которыми ему комфортно. Один из них Кристофер МакКуорри, в данный момент работающий над завершающей дилогией «Миссия невыполнима», а второй, по всей видимости, Джозеф Косински, уже сотрудничавший с Крузом на «Обливионе». Вряд ли можно назвать более подходящую кандидатуру для «Мэверика», чем Косински, хотя бы потому что его предыдущий фильм уже был своеобразным «Топ Ганом», но только про пожарных.

Косински может запросто стать новыми Роном Ховардом или хотя бы Джеймсом Мэнголдом, то есть компетентным постановщиком зрелищных фильмов. Однако трудно точно сказать, кто именно в ответе за зрелищность «Топ Гана» — наловчившийся снимать экшен Косински или адреналиновый маньяк Круз, продолжающий вытворять безумнейшие трюки собственноручно. Миссия, которую предстоит совершить пилотам, тщательно продумана и хорошо визуализирована – сразу становится ясно, что она именно такая, как любит Том Круз – невыполнимая. Но всё же дух захватывает не от драматического напряжения, а от полётов, снятых в воздухе.

Джозеф Косински самый сочный пилотаж приберёг на вторую половину, подразнивая зрителя коллективными полётами различных персонажей в первый час. Но стоит Мэверику выйти в сольный пролёт по маршруту, «Топ Ган» взмывает так высоко, где его уже не достать ни одному боевику за этот год. Камеры установлены в кабине и на носу самолёта, плюс на соседних летательных аппаратах, выступающих в качестве операторских механизмом, в итоге всё это рождает по-настоящему головокружительные и, самое главное, реалистичные сцены полётов, которых кинематограф ещё попросту не видел.

Однако при всём новаторстве и несравнимой зрелищности «Мэверика», сиквел, если в чём-то и превосходит оригинал, так только в его безупречной технической реализации. Во всём остальном это всё та же американская до мозга костей история о патриотическом воспитании и героизме во всеобщее благо с безупречными героями, словно бы сошедшими с обложек глянцевых журналов. Вот только у Тони Скотта и режиссура была чуток поизящнее, и стиль помягче, и музыкальный вкус получше. Но у нового поколения уже совсем другие ценности и другие кинематографические идеалы, которыми, впрочем, Косински оперируют как безупречно откалиброванный механизм.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости