постер к фильму

Рецензия на фильм «Морской монстр»: Как приручить кайдзю

Оценка: 7 из 10

Анимационный фильм «Морской монстр» вышел на стриминговом сервисеNetflix8 июля 2022 года. Режиссёр: Крис Уильямс. В ролях: Карл Урбан, Дэн Стивенс, Джаред Харрис и другие.

Мультипликатор Крис Уильямс, получивший «Оскар» за «Город героев», долгое время с начала своей режиссёрской карьеры находился под крылом корпорации «Дисней», сняв для неё с 2008 года три хитовых проекта. Все они – «Моана», «Город героев» и дебютный «Вольт» – были трудом коллективным, что, естественно, сдавливало творческий порыв Уильямса, мечтавшего рассказать свою собственную приключенческую историю. И вот режиссёру удалось отправиться в сольное плавание под флагом стримингового сервиса Netflix, у которого как раз дела плохи с анимационными проектами. Среди оригинальных мультфильмов сервиса приятно вспоминается, пожалуй, только рождественский «Клаус», и ещё парочка купленных у других студий – например, бельгийская анимация «Я потеряла своё тело» и прошлогодние «Митчеллы против машин».

В конце года у Netflix намечается громкий прорыв по части оригинальных анимационных проектов с выходом долгожданного кукольного «Пиноккио» Гильермо дель Торо. Но пока у сервиса тихо и без лишних всплесков появился ещё один крепкий мультфильм – как раз «Морской монстр» Криса Уильямса, который, если описать в двух словах, очень сильно напоминает «Как приручить дракона», если бы его снял тот же сказочник дель Торо.

Сюжет переносит зрителя в эпоху пиратства и расцвета судоходства. Суровый одноглазый капитан судна «Неумолимый» гонится за морским чудищем, лишившим его глаза. Мотив «Моби Дика» очень скоро сменяется лафкрафтовской стилистикой, когда мы понимаем, что морское чудище – это не просто огромный кит или любая другая рыбёшка, это самый настоящий монстр. Капитан Кроу вместе со своим найденным в океане сыном Джейкобом – одни из последних профессиональных охотников на монстров, бороздящих моря из поколения в поколение. Про Кроу уже ходят легенды и пишутся книги, одну из которых наизусть выучила юная Мэйси, сирота, чьи родители, тоже охотники, умерли в морском бою. И когда экипаж «Неумолимого» причаливает в портовый городок, где живёт Мэйси, проворная и бойкая девчонка во что бы то ни стало решает проникнуть на борт корабля и стать охотницей на монстров.

Мультфильм открывается с красочной экшен-сценой, напоминающей короткометражку Финчера из последнего сезона «Любви, смерти и роботов»: тоже прекрасная анимация, брутальный поединок не на жизнь, а насмерть. Но уже с этого момента становится ясной слабая сторона «Морского монстра» — уж очень много с чем проект Уильямса ассоциируется во время просмотра. Начиная романами Генри Мелвилла и заканчивая играми из серии Assassin’s Creed, но, естественно, как только сюжет во всей красе вводит величественного Красного Ревуна, огромного морского кайдзю, на которого все охотятся, мультфильм начинает повторять по слогам хит DreamWorks про викингов и драконов. Только здесь неотёсанные пираты и маленькая девочка, первой нашедшая общий язык с монстром.

Что сразу же бросается в глаза, так это этнический и гендерный состав персонажей на экране. Женщины на корабле уже не к беде, они тут полноценные члены экипажа, причём ещё и на командующих постах. Кроме того, здесь нет разницы между человеком белой кожи и чёрной: в порту ко всем относятся одинаково, всех обслуживают по правилам заведения. «Морской монстр» словно бы игнорирует навечно заклейменный на человеческой летописи мотив рабства, изображая сказочную ретро-утопию, где все были равны вне зависимости от цвета кожи и пола. Кому-то такой подход, безусловно, покажется попыткой навязать новые ценности, но по фактам Крис Уильямс, ещё на «Моане» доказавший свою обеспокоенность беззащитностью коренных народов перед варварской колонизацией, попросту позволил себе помечтать о лучшем мире. Кто его в этом может упрекнуть?

«Морской монстр» приятно удивляет своей анимацией и прорисовкой персонажей, особенно в экшен-сценах, которые изображаются так брутально и захватывающе, что явно привлечёт внимание более взрослой аудитории, а не той, на которую привык ориентироваться Уильямс, работая в Disney. При этом темы его работ остались понятным для всех и благородными в своих намерениях. «Морской монстр» пытается сказать, что чаще всего мы боимся того, чего попросту не понимаем. Особенно это касается дикой природы, которую уничтожать всегда проще, чем с ней подружиться. Мультфильм побуждается раз и навсегда разорвать этот порочный круг слепого насилия, и тогда, может быть, все наконец найдут свой душевный покой.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости