предоставлено организаторами мероприятия

На «Российской креативной неделе» обсудили параллельный импорт и будущее онлайн-кинотеатров

Дискуссия «Новые рынки онлайн-кинотеатров: что ждёт индустрию кино» состоялась в рамках «Российской креативной недели», проходившей в Парке Горького с 7 по 10 июля 2022 года. Модератором выступила член совета директоров «Роскино» Евгения Маркова.

Директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим в начале дискуссии отметил, что его компания всегда старалась инвестировать с осторожностью и верила в большие коллаборации.

– Для платформ становится сюрпризом, что надо контролируемо тратить, что-то делать совместно с другими, а мы уже давно так живем, – заявил спикер.

Александр Косарим также заявил, что тренд на слияния, заметный по всему миру, дошел и до России. В качестве примера он привел слияние «Ростелекома» с видеосервисом more.tv, но предположил, что подобных сделок в 2022 году будет еще немало.

Генеральный продюсер Оkkо Джаник Файзиев заявил, что вопрос экономии на контенте в последние месяцы встал более остро, чем раньше, и не может быть решен по какой-то одной формуле. По его словам, даже если взять курс на закупку турецких сериалов вместо американских, часть из них никогда не привлечет российского зрителя.

– Было время, когда любое индийское кино собирало немыслимые деньги. Сегодня этот тренд прошел, но везде есть свои жемчужины, кино на любой вкус, – объяснил он.

Генеральный директор МТС Медиа/Kion Игорь Мишин заметил, что киноиндустрия в принципе тяжело поддается прогнозам, но это в ней и самое интересное.

– За первый год работы у нас появилось понимание, для какой аудитории мы работаем, какие смыслы и эмоции мы хотим ей предъявлять, поэтому ставки на оригинальный контент теперь будут более точными, – отметил он.

Игорь Мишин также подчеркнул, что для Kion объем закупаемой библиотеки фильмов и сериалов не имеет особого значения, поскольку у всех видеосервисов состав этой библиотеки пересекается на 80–90%. Именно по этой причине основная ставка делается на собственные проекты.

Кроме того, спикер резко отрицательно высказался по поводу принудительного лицензирования в кино, активно обсуждаемого в индустрии в последнее время.

– Это диверсия, это катастрофа, это абсолютно неприемлемая модель. Но я говорю это не из позиции «давайте уважать правообладателей из недружественных стран». Я отношусь к этому очень плохо, потому что это приведет к большой проблеме для нас, российских онлайн-кинотеатров. Представьте, что каждый онлайн-кинотеатр решит заняться параллельным импортом и принудительными лицензиями. Давайте допустим эту ужасную, на мой взгляд, ситуацию. Тогда все мировые тайтлы в равном объеме будут присутствовать у всех игроков. Разве это рыночная ситуация? Когда в результате принудительного лицензирования у нас станут одинаковыми лицензионные библиотеки, мы выстроимся в очередь за государственными субсидиями, потому что у нас не будет развиваться бизнес, – заявил он.

По мнению Игоря Мишина, невозможно бороться с пиратством избирательно и позволять пользователям нелегально потреблять зарубежный контент, одновременно усиливая защиту российского. Спикер уверен, что такая политика приведет лишь к расцвету пиратских ресурсов, с которыми в России и так нет системной борьбы. Кроме того, пропадет необходимость развивать отечественное кино, если кинотеатры смогут без проблем показывать все крутые иностранные фильмы. По его мнению, существует «огромное недовложение денег» в маркетинг и коммуникацию с аудиторией, а для поддержки в том числе кинотеатров важно, чтобы субсидии шли на рекламу.

Кинорежиссер, сценарист, продюсер и театральный педагог Жора Крыжовников напомнил присутствующим, что в США контент кабельных телеканалов всегда отличался от контента телевизионного, который воспринимается как бесплатный. Кабельные сериалы отличались тем, что поднимали сложные темы, показывали драму и противоречивых героев. Но когда аудитория расширяется, какая-то ее часть всегда стремится к тому, чтобы получать удовольствие и расслабляться, а не смотреть сложные вещи. Российские видеосервисы, по мнению спикера, стоят сейчас перед такой же развилкой, выбирая направление для работы над новым контентом.

– Думаю, что платформы по своей аудитории будут приближаться к контенту российских телеканалов, захватывать эту аудиторию. Значит, контент будет дешеветь и упрощаться. Средняя цена за серию будет падать, – объявил он.

Жора Крыжовников напомнил присутствующим про период «сталинского малокартинья» и заявил, что для того, чтобы появилось пять хороших фильмов, надо сделать пятьдесят попыток – даже если на выходе получатся пятьдесят плохих фильмов.

Председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, глава кинокомпании СТВ, продюсер Сергей Сельянов отметил, что киноиндустрия менялась и бросала профессионалам новые вызовы почти ежегодно с 1989 года. Тем не менее, он отметил, что текущий кризис особенно серьезен, поскольку существует немалый риск потерять кинотеатры.

– Зачем тратить огромные деньги на создание больших фильмов, которые будут смотреть с телефона? Не нужно особенно возиться с изображением и звуком – а это стоит больших денег. Графику тоже можно делать попроще. В интересах всей аудиовизуальной индустрии – позаботиться о кинотеатрах, – прокомментировал он.

Сергей Сельянов также отметил, что благодаря усилиям государства денег в киноиндустрии в последнее время стало больше. Однако у всех продюсеров есть опыт работы в крайне стесненных условиях.

Говоря про пиратство, эксперт подчеркнул, что занимается этой проблемой уже почти тридцать лет.

– Государство действительно проявляет легкомыслие и недальновидность в том, что не придает значения интеллектуальному достоянию и культуре в целом. Все это какие-то эфемерные с точки зрения наших руководителей субстанции, которые не заслуживают внимания. Хотя давно понятно, что все наоборот – именно мозги определяют в мире лидерские позиции, – подчеркнул Сергей Сельянов.

По его мнению, государство сейчас должно помочь кинотеатрам, чтобы не возникло параллельного импорта контента. Нужно суметь пережить 1–2 года, за которые российские фильмы смогут начать собирать порядка 20 млрд рублей, чего будет достаточно для поддержания существования кинотеатров.

Медиаменеджер, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Медиаслово» Данила Шарапов отметил, что цифровая среда все еще достаточно нова, и правила в ней пока что продолжают устанавливаться. Недавний уход мэйджоров лишь изменил ту скорость, с которой формируются эти правила.

Соучредитель продюсерской компании Cosmos Studio, сопредседатель правления АПКиТ, член совета директоров Гильдии продюсеров России, руководитель Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов начал свое выступление с заявления о том, что выпускники творческих вузов ничего не умеют. Он отметил, что основой финансового благополучия для любого аудиосервиса является вся аудитория 4+, поэтому особое внимание должно уделяться балансу между продуктами, рассчитанными на массовую аудиторию, и на жителей условных Патриков.

Генеральный директор и главный редактор портала «Кино-Театр.РУ», директор по развитию веб-кинотеатра Chill Жан Просянов отметил, что все платформы уже попробовали себя в коротких форматах, и сейчас это тренд. По словам спикера, на платформе Chill есть порядка 45 пилотных эпизодов недорогих веб-сериалов – и это доказательство того, что у авторов есть все возможности для того, чтобы двигаться не только в сторону высокобюджетного кино.

Директор сети кинотеатров «Синема Стар» Карина Агаджанова завершила дискуссию более позитивным высказыванием о принудительном лицензировании, чем другие спикеры. По ее словам, кинотеатральная инфраструктура создавалась десятилетиями, и в 2021 году Россия вышла на 4 место в мире по количеству проданных билетов. Это говорит о высокой емкости рынка, но сейчас имеющиеся и будущие успехи могут полностью сойти на нет.

– Мы стоим на пороге. Месяц-два – и кинотеатры начнут массово закрываться. Нас надо спасать. Наш бизнес всегда работал без дотаций, он был коммерчески успешным, но начиная с пандемийного года он находится в тяжелой ситуации, – заявила она.

По мнению Карины Агаджановой, принудительные лицензии были бы полезны в качестве временной меры, поскольку невозможно быстро создать такое количество контента, которое заместило бы контент всех ушедших голливудских мэйджоров.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости