кадр из фильма

Рецензия: документальный сериал «90-е». 1 выпуск. «Ночная жизнь»

2022, Premier

Оценка: 8 из 10.

Девяностые зовут и манят документалистов. Буквально год назад в цикле Сергея Минаева на другом видеосервисе вышла серия с точно таким же названием - «Ночная жизнь» и схожим списком спикеров. Правда, та документалка длилась всего 45 минут, и у вашего рецензента осталось ощущение, что авторы «пробежались по верхам». Фильм от Premier длится 72 минуты - это тоже недостаточно для глубокого раскрытия темы, но благодаря этому удалось пробежаться по большему количеству «верхов». В ленте нет текста от автора - только прямая речь героев, подбор которых и монтаж позволил создать довольно объёмную картину. Среди спикеров есть даже отсидевший десять лет бывший участник ореховской ОПГ, который деловито разъясняет некоторые нюансы взаимоотношений клубных деятелей с криминальными элементами.

Но это лишь одна из затронутых тем. Большинство участников фильма склонны романтизировать свою клубную молодость. И это не только неизменные Игорь Шулинский, диджей Грув, Андрей Бартенев и Андрей Фомин, но и, например, Алексей Хаас и Тимур Ланский, вспоминающие организацию первых рейвов. Особенно трогательным выглядит тот факт, что первые московские рейвы делали люди, никогда не бывавшие на рейвах западных. Всё придумывалось по наитию, в том числе пути отхода с коробкой денег из павильона «Космос» ВДНХ в случае наезда вооружённых недоброжелателей.

Тема наркотиков в ночных клубах по традиции затронута вскользь, а названия веществ - запиканы. «Мы не боролись с наркотиками, хотя и не пропагандировали их», - признаётся Алексей Хаас, а Шулинский подчёркивает, что в самих клубах веществами не торговали. Ну ладно. Зато у всех находится много кажущихся теперь смешными историй про клубящихся бандитов и опасности, которые постоянно окружали деятелей тогдашнего клубного бизнеса. Рассказ про культовый клуб «Голодная утка» вызовет у юных зрителей единственный вопрос: как он вообще мог существовать? Такие были времена, детки. Полная свобода плюс, как отмечает бывший владелец Hungry Duck, отсутствие видеокамер в мобильных телефонах.

Авторы картины чуть-чуть зашли и на территорию рок-клубов, взяв для примера петербургский «Там-Там», откуда вышли, например, «Король и шут». В этой части фильма наиболее прекрасен контраст между благостной манерой речи открывшего этот клуб Всеволода Гаккеля и содержанием его воспоминаний о драках, наркотиках и незаконной торговле алкоголем. Новая попытка описать ночную жизнь 90-х лишний раз напоминает о неисчерпаемости этой темы: очевидно, что будут и другие документалки про «ночных русских». А в этом цикле вышли ещё серии про телевидение и секс.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости