постер к сериалу

Рецензия на сериал «Нулевой пациент»: По заветам «Чернобыля»

Оценка: 7 из 10

Премьера сериала «Нулевой пациент» состоится на видеосервисе Кинопоиск 19 мая 2022 года. Режиссёры: Сергей Трофимов, Евгений Стычкин. В ролях: Аскар Ильясов, Никита Ефремов, Елизавета Шакира, Евгения Манджиева, Евгений Стычкин, Павел Майков и другие.

Фильмы-катастрофы необязательно должны быть про разрушения, природные катаклизмы и обилие компьютерной графики. Это могут быть относительно скромные и не особо эффектные картины, мужественно при этом рассказывающие о страшных событиях с поистине катастрофическими последствиями. Истории могут быть вымышленные, как у Содерберга в «Заражении», или основанные на реальных событиях – «Отель «Руанда»» Джорджа, «Список Шиндлера» Спилберга (да и в целом любые фильмы про геноцид и холокост), «Потерянный рейс» Гринграсса и другие картины про терроризм, «Слон» Ван Сента и подобные ленты о массовой стрельбе. Отдельная категория таких фильмов-катастроф – фильмы, посвящённые вспышкам ВИЧ и борьбе со СПИДом: «Обыкновенное сердце» Мёрфи, «120 ударов в минуту» Кампийо как два самых очевидных примера из западного кинематографа, две одинаково интимные истории про глобальную проблему.

В отечественном кино тема СПИДа табуирована и старательно обходится стороной. Исправить это дело решился видеосервис «Кинопоиск», выпуская свой новый оригинальный сериал «Нулевой пациент», в котором рассказывается реальная история первой вспышки ВИЧ в СССР. Произошло это в 1988 году в Калмыкии. Молодой и ещё не пропитавшийся цинизмом врач детской больницы Кирсан Аюшев (калмыка играет казах Аскар Ильясов) подозревает, что у некоторых его пациентов может быть ВИЧ. Естественно, руководство даже слушать не хочет («ну какой СПИД?»), поэтому Кирсан тайком отправляет образцы крови девочки с резко ослабшим иммунитетом в Москву, в один из пяти по всей стране исследовательских центров, изучающих и способных выявить у человека СПИД.

Там работает небезразличный к своему делу трудяга-эпидемиолог Дмитрий (Никита Ефремов), который сильно обеспокоен отрицанием СПИДа как обществом, так и государством в целом. Он вместе с приятелем, пронырливым журналистом Игорем (Евгений Стычкин), кое-как пытается привлечь внимание общественности к проблеме, но всё тщетно. Откуда в стране СПИД, если в СССР даже секса нет? Хотя он как раз только-только и появился там, когда в тот же год на экраны вышла «Маленькая Вера» Василия Пичула, ставшая первой советской картиной, где был продемонстрирован половой акт.

СПИД может быть только у наркоманов, бомжей и гомосексуалистов, а их, согласно курсу партии, в СССР нет и никогда не было. Пропаганда называла ВИЧ «западной заразой», которая к нам может попасть только вместе с иностранцами, капиталистами и попросту врагами народа. Совсем недавно в стране прошла летняя Олимпиада, что могло стать предпосылкой роста числа заболевших советских граждан «западной заразой», но Дмитрию приходится бороться не только с государственными установками, но и с банальными предрассудками общества, для которого иметь СПИД – это в первую очередь стыдно, а уже потом опасно для жизни.

«Нулевой пациент» прекрасно ухватывает тот самый массовый психоз, повергающий целую страну в состояние страха перед неведомым врагом. В итоге всё упирается в правящую верхушку, из-за которой у науки нет ни средств, ни оборудования, чтобы быстрее и эффективнее выявлять и бороться с ВИЧ, а у народа нет актуальных знаний. Лицемерие власти, боящейся сказать своим гражданам правду и изо всех сил старающейся сделать вид, что всё под контролем, роднит «Нулевого пациента» с британским «Чернобылем», в котором показана вся гниль советского режима и неоспоримый подвиг народного героизма.

Здесь то же самое – маленькие люди против огромного левиафана власти, где учёный Дмитрий олицетворяет науку, журналист Игорь – свободу слова, а педиатр Кирсан, как представитель нацменьшинств, которых Сталин подверг геноциду, – гуманизм, сострадание, нонконформизм и прогрессивное мышление. Как в проекте HBO, «Нулевой пациент» поэтапно разворачивает хронику событий с нервозностью образцового эпидемиологического триллера (опять вспоминается «Заражение»), который ощущается актуальным ещё и за счёт схожести изображения некоторых событий с нашим личным опытом столкновением с пандемией. Вдвойне дико осознавать, что на определённых отрезках нашей истории СПИД и коронавирус воспринимались с одинаковой долей скептицизма, в обоих случаях маркируясь «капиталистическими болезнями».

«Нулевой пациент» по-хорошему цепляет с первой серии, и здесь нужно благодарить не только действительно интересно выбранную тему сериала, но также вполне качественное исполнение. Декорации, картинка, съёмка радуют глаз, повествование ровное, актёры подобраны грамотно. Аскар Ильясов пока определённо интереснее и Стычкина, и Ефремова, правда, хотелось бы, чтобы ко второй половине сериала появилась хоть одна хорошо прописанная женская героиня (делаем ставки на Евгению Манджиеву, единственную уроженку Элисты на главных ролях).

По первым двум показанным прессе эпизодам сериалу не хватает упора на то, что запросто может стать главным козырем «Нулевого пациента»: на калмыцкую культуру. Пока что слишком часто нам показывают приключения Дмитрия по двум столицам, но от богемной жизни Москвы все уже устали, как и от коридоров сталинских высоток. Сериалу нужно больше калмыцкого быта, ведь это народ не просто с трагичной и длинной историей, это ещё и носители совсем другой религии, народ с уникальным на территории России буддистским мировоззрением. За две серии в объектив камеры так и не попал ни один дацан и не съёли ни один бёрек. Но с чисто буддистской верой в лучшее нам остаётся надеяться, что с личным знакомством Дмитрия и Кирсана, герои всё же найдут времени выпить калмыцкого чая, пройтись вдоль Золотой обители и взглянуть на проблему через призму резко контрастирующего нравственного воспитания. В противном случае, сценаристам не удастся вымолить своих грехов даже в храме всех религий.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости