постер к фильму

Рецензия на фильм Роберта Эггерса «Варяг»: Вальхалла ждёт!

Оценка: 9 из 10

Исторический эпос «Варяг» вышел на цифровых платформах. Режиссёр: Роберт Эггерс. В ролях: Александр Скарсгард, Николь Кидман, Клас Банг, Итан Хоук, Аня Тейлор-Джой, Уиллем Дефо, Бьорк и другие.

Шекспировский «Гамлет» с момента открытия кинематографа успел погостить на экранах несчитанное количество раз. Причем, в каких только формах его не адаптировали: кто-то снял классические экранизации, например, Лоренс Оливье, Григорий Козинцев, Тони Ричардсон, Франко Дзеффирелли и Кеннета Браны, вообще решивший перенести пьесу букву в букву. А кто-то попытался переосмыслить извечный сюжет по-новому в надежде найти отклик у более молодой аудитории: Майкл Алмерейда поместил Гамлета в наши дни, Disney – в мир животных, рассказав трагедию львёнка по имени Симба, и даже Marvel не раз прибегал к каноничной истории о мести за отца в фильмах своей кинематографической вселенной. Неужели с таким огромным багажом экранизаций у истории принца Амлета ещё остался потенциал? Роберт Эггерс доказывает, что потенциала не просто достаточно, его хватит, чтобы окончательно укрепить тот пьедестал, на котором всего лишь после трёх фильмов оказался один из самых талантливых режиссёров нашего времени.

Однако всё же назвать его «Варяга» чистокровной экранизацией пьесы Шекспира нельзя. Наоборот, во многом это «Гамлет» был вдохновлён тем, что мы видим в фильме Эггерса, который вместе со своим постоянным сценаристом, по совместительству исландским поэтом и писателем Сьоном, хорошенько проштудировали всевозможные древние скандинавские сказки, легенды, поверья и баллады. Шекспир тоже всем этим вдохновлялся, а затем сделал своего Гамлета принцем датским. Здесь же у нас возвращение к истокам – к брутальной средневековой эстетике викингов, пропитанной уникальным северным мистицизмом и их воспеваемой в фольклоре воинственностью. Так сказать, история принца Амлета без фильтров и лишней романтизации.

В эффектно задающем тон всему фильму прологе мы знакомимся с юным Амлетом, сыном только вернувшегося с долгого военного похода короля (Итан Хоук использует своё экранное время по максимуму) и покорной королевы (Николь Кидман не впервой играть властных женщин). Король вернулся с глубокой раной в брюхе и подозревает, что жить ему осталось недолго, поэтому спешит провести сыну своеобразный мистический ритуал инициации, в котором король вместе с придворным шутом-колдуном (Уиллем Дэфо транслирует вайбы «Маяка») подготовят юношу к суровой взрослой жизни будущего правителя. Однако в планы вмешивается завистливый брат короля, бастард Фьёльнир (Клас Банг), обезглавливающий отца Амлета на глазах его сына. Сам он спасается от той же участи и на лодке уплывает в открытый океан, с отрешёнными, полными ярости глазами, повторяя свою мантру: «Я отомщу за тебя, отец! Я спасу тебя, мать! Я убью тебя, Фьёльнир!».

Проходят года, заметно возмужавший, заматеревший Амлет (теперь его играет впечатляющий своими физическими данными Александр Скарсгард) превратился в настоящего викинга, средневековую машину для убийств, промышляющую безжалостными набегами на слабые славянские племена. На путь истинный его возвращает ведьма в исполнении Бьорк, которая напоминает ему о великом предназначении и пробуждает слегка затихшую жажду мести в его израненной душе. Как-никак Вальхалла ждёт!

После двух успешных авторских хорроров Роберт Эггерс снял свой первый полномасштабный блокбастер с большим бюджетом и звёздным актёрским составом. «Варяг» — это самый настоящий исторический эпос, воплощённый с размахом и головокружительными экшен-сценами. При всём при этом перед нами чистокровный фильм Роберта Эггерса, логично следующий чётко выработанному режиссёрскому стилю автора. Несмотря на то, что это кино заметно более доступно и понятно для массовой аудитории, нежели «Маяк» или «Ведьма», это яркий пример качественного и самобытного авторского блокбастера, которых становится всё меньше и меньше. Нолан и Вильнёв, Ривз и Рейми – за последние годы только они попытались подстроить мейнстрим-аудиторию под себя, но, кажется, талантливее всех в этом плане преуспел лишь моложе их всех Эггерс.

Его кино – это двухчасовое путешествие в далёкий и незнакомый мир скандинавской культуры с полным погружением в быт викингов, атмосферу того времени, обряды, жертвоприношения, странствия по живописным исландским полям и горам. Кровь с мечей окропляет твоё лицо, грязь ощущается на кончиках пальцев, воинственный клич вырывается из глотки в унисон с криками звереподобного Скарсгарда, от скрежета металла ноют руки и глаза наливаются кровью, терпкий вкус земли на губах не даёт забыть, что Врата Хели всегда открыты и ждут именно тебя. От брутальности «Варяга» сводит зубы и болят скулы, растут волосы и вырабатывается тестостерон, а от помпезного саундтрека и поистине грандиозных сцен сражений попросту забываешь, как дышать.

Однако во всём этом гимне брутальному кино особой мелодией звучит любовная линия между Амлетом и Ольгой с Берёзового острова (Аня Тейлор-Джой,мило бормочущая на старославянском), благодаря которой «Варяг» обретает объёмность. Всё же ненависть невозможна без любви, и если бы перед нами была лишь двухчасовая история ненависти, то на ней бы создатели далеко не выехали – она попросту бы утомила зрителя, неважно, насколько велик уровень постановки. А с помощью героини Ольги повествование заметно оживилось, персонажи обрели чувства и характеры, им стало легче сопереживать, что, конечно, в данном сюжете несколько второпланово, но явно лишним не будет.

«Варяг» может быть попроще «Маяка» в плане идей, метафор и общей художественной изобретательности, однако во всём остальном это определённо самый амбициозный, сложный в исполнении и продуманный до мелочей проект Роберта Эггерса. Уровень звукового дизайна, художественной постановки, операторской работы (Джарин Блашке заслужил вторую номинацию подряд) и работы с фактурой поистине фантастический. История, взращенная на серьёзном этнографическом и культурологическом исследовании викингов, поражает своей многогранностью, от перевоплощения Скарсгарда отваливается челюсть, от экшена трясутся поджилки, а во время драки на вулкане и вовсе сердце перестаёт биться. Эггерс выжал все соки из Средневековья, чтобы подарить нам воистину прекрасный и завораживающий эпос, который последующие поколения кинематографистов будут благоговейно воспевать в легендах.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости