кадр из программы

Обзор: «Александр Войтинский. Он создал группы «Тату», «Звери» и снял фильм «Елки»

2022, Лиза Лазерсон

Оценка: 7 из 10.

Музыкальный продюсер и кинорежиссёр Александр Войтинский дал полуторачасовое интервью YouTube-проекту Лизы Лазерсон. Интервьюер, пожалуй, не слишком ему помогала (хотя и не спорила), но деятель культуры справился и самостоятельно, подробно порассуждав о правилах успеха музыкальных проектов и путях развития кинематографа. Войтинский рассказал много любопытного и малоизвестного: интервью будет интересно всем, кто интересуется историей российской поп-музыки, а также современным кинематографом.

Войтинский имел отношение к знаменитым рекламным роликам банка «Империал», которые снимал Тимур Бекмамбетов. Потом в рекламный бизнес пришли зарубежные компании со своими наработками и стандартами. Рекламщики Александр Войтинский и Иван Шаповалов решили применить свой опыт и креативность в музыкальном бизнесе. Продвигались наощупь: провели кастинг девочек 13-15 лет и стали думать, что с ними делать. Затем Войтинский написал песню «Югославия», которую трогательно спела Лена Катина (первый номер того самого кастинга). Однако композицию, посвящённую трагедии 1999 года, радиостанции в ротацию не взяли, предпочитая развлекательный контент будоражащему. А потом Шаповалов с подсказки Елены Кипер придумал для «Тату» лесбийскую историю, вдохновляясь, как на правах свидетеля подтвердил Войтинский, запросами на порносайтах, пользователи которых неравнодушны к «лолитам». Так сложилась идея проекта. Александр её не поддержал: будучи композитором, он тогда «думал, что музыка имеет какое-то значение», поэтому надо делать музыку, а не «какую-то похабщину». С Шаповаловым тем не менее они остались в дружеских отношениях.

Самый громкий музыкальный проект Войтинского - группа «Звери» - сложился именно тогда, когда продюсер понял, что продавать надо не музыку, а героя. «Настоящий герой никогда не придёт на кастинг», - говорит Александр, который, сидя на многочисленных кастингах, понимал, что никто из пришедших туда ему не подходит. А провинциал Рома Билык с южным говором и неуклюжими текстами был естественным и под шаблоны не подстраивался. Исходя из этих вводных, Войтинский стал применять к проекты рекламные технологии: выбор псевдонима, прямые ассоциации Ромы Зверя с брендом «Звери», откровенные и неглянцевые клипы… Войтинский, правда, не говорит, сработало бы это всё, если бы не запоминающиеся песни. Исходя из его нынешних убеждений, песни совсем не важны, они все примерно об одном, а публика приходит на харизматичную личность.

Составив эту формулу, Александр Войтинский потерял интерес к музыкальному бизнесу и ушёл в кино. Эта часть разговора была посвящена провалу его «Чёрной молнии», неверию российского зрителя в отечественных супергероев, универсальной, основанной на базовых ценностях, идеологии Голливуда, удивлению по поводу успеха фильма «Холоп» и многому другому. Войтинский также высказал довольно неочевидные мысли о демократии и о том, как культура зависит от биологии.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости