постер к фильму

Рецензия на фильм «Дышите свободно»: Когда зайки поют, они не заикаются

Оценка: 4 из 10

Мелодрама «Дышите свободно» выходит в российский прокат 12 мая 2022 года. Режиссёр: Сергей Бодров. В ролях: Евгений Ткачук, Полина Пушкарук, Полина Агуреева и другие.

В памятном прологе «Зеркала» использован на документальную манеру телевизионный отрывок, в котором якобы в прямом эфире гипнолог лечит заику: сначала он не может и двух слов связать, но после сеанса внушения говорит чётко, громко и ясно. Этот эпизод Тарковский взял из своего детства, когда точно так же наткнулся на подобную гипнотерапию в телевизоре и спустя годы решил вставить её в свой самый личный, автобиографический фильм, который сам он воспринимал как своеобразную кинематографическую исповедь. Сила эпизода заключалась в его документальности, подлинности, в демонстрации сделанного над собой усилия заговорить о самом сокровенном, это то же самое, что психологический акт погружения в подсознание автора, откуда оставшийся хронометраж фильма он будет вещать чётко, громко и ясно.

Примерно с такого же эпизода (теперь, правда, групповой) гипнотерапии открывается новый фильм Сергея Бодрова «Дышите свободно». Мы оказываемся в телестудии, где гуру своего дела, доктор Черкасова (Полина Агуреева), на глазах большой аудитории собирается вылечить заикающихся людей от их недуга. Перед началом своего «шоу» она показательно обходит каждого из них и просит назвать своё имя – практически ни у кого не получается, лишь только с большим трудом у Ильи (Евгений Ткачук) удаётся выкрикнуть, как его зовут. Затем доктор вводит своих пациентов в транс и обещает, что после третьего щелчка каждый из них заговорит быстро и понятно. Так и происходит.

Дальше мы немного погружаемся в будни терапевтических занятий. Естественно, это лишь начало пути избавления от заикания, и чтобы сохранить прогресс, людям нужно часто и долго работать над своим дыханием, образом жизни, психологическим состоянием. В группе Илья знакомится с Верой (Полина Пушкарук), ещё одной одиночкой с израненной душой и сложной судьбой – хотя, кажется, у всех членов группы судьба такая, но сценаристам интересны только эти двое. В итоге Илья влюбляется в Веру, Вера влюбляется в Илью, но их счастью мешает то, что и доктор Черкасова влюбляется в Илью, да и сам Илья, похоже, влюблён в доктора Черкасову.

Режиссёрская карьера Сергея Бодрова, конечно, резка на поворотах: то он снимает про казахов и японцев, то про Чингисхана и ведьмаков, то про беспризорников в бегах, то про русских – либо в чеченских пленах, либо на голливудских холмах, либо в шкуре сибирских медведей. Никогда не угадаешь, о чём и на каком языке снимет он свой следующий фильм. Но после провального голливудского фэнтези с Джеффом Бриджесом Бодров, видимо, решил вернуться в родные края и снять маленькое кино с прицелом, прямо как у Тарковского, на личную историю. Личной, правда, они не ощущается от слова «совсем», но зато кому-то может показаться нашим бюджетным и злым ответом новоиспечённому «оскаровскому» лауреату «CODA: Ребёнок глухих родителей», где вместо глухонемых – заики, а вместо духоподъемной истории — звенящая пошлость.

Трудно поверить в гуманистический посыл фильма, в его попытку привлечь внимание к проблеме дискриминации в обществе заикающихся людей, когда в самом фильме нет ни одного актёра-заики (создатели уверяют, что привлекли одного по-настоящему заикающегося человека, но в какой роли, не уточняют). «CODA» несла в себе важную социальную миссию, чьи глухонемые актёры в последствие даже получили «Оскар», и дело там было не в пресловутой репрезентации, а в равноправном отношении к людям. Здесь, само собой, случай немного другой: естественно, невозможно заставить заику чётко говорить только потому, что этого требует сюжет. Но когда в сценарии у вас целая группа заикающихся людей, до которых тем же сценаристам, по сути, никакого дела нет, то почему бы на их роли не позвать настоящих заик – это, как минимум, подняло бы дух сообщества заикающихся людей, даже если бы эти непрофессиональные актёры просто молчаливо присутствовали на экране?

Ясно, что на роли Ткачука и Пушкарук требовались именно актёры, ведь по сюжету они преодолевают свой недуг, но и здесь тонкая грань между погружением и избыточным актёрским мастерством. Например, то, что Евгений Ткачук безмерно талантливый актёр, мы знаем уже давно («Казнь» и «Витька Чеснок» не дадут соврать), но здесь в некоторых сценах он выглядит слишком неестественно. Возможно, всё-таки лучшим решением было бы отказаться от услуг профессиональных актёров, сделать сценарий менее зрительским и доступным в плане коммуникации между персонажами, как, к примеру, в голландском «Племени», где большую часть фильма герои общаются на языке жестов. В конце концов, вернуться во времена «СЭР», когда режиссёра Бодрова ещё заботила аутентичность и подлинность в кино, а не вся эта наигранная, полная фальши слащавая наивность, что мы видим в «Дышите свободно».

Однако растраченный впустую потенциал сделать важное и редкое в отечественном кинематографе социальное высказывание по данному вопросу – не единственное, чем «Дышите свободно» разочаровывает. По сути своей, перед нами заурядная, банальная и вопиюще пошлая мелодрама о любовном треугольнике, сюжет которой мы видели уже миллион раз до этого. И нет, тот факт, что двое из участников треугольника – заики, не делает этот старый как мир сюжет свежее или хотя бы интереснее. Всё до ужаса предсказуемо и удушающе томно, проговариваемый по несколько раз драматический бэкграунд персонажей никак не помогает сделать их запоминающимися, музыка чаще всего – невпопад, а стерильно-телевизионная картинка и вовсе превращает просмотр фильма в мучение, от которого не избавиться даже после сеанса глубокого гипноза.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости