постер к сериалу

Рецензия на сериал «Два холма»: Влажная мужская фантазия

Оценка: 5 из 10

Премьера комедийного сериала «Два холма» состоялась на видеосервисеStart 28 апреля 2022 года. Режиссёр: Дмитрий Грибанов. В ролях: Пелагея Невзорова, Никита Кологривый, Андрей Скороход, Жанна Эппле, Анна Снаткина, Владимир Епифанцев и другие.

В последние годы отечественный видеосервис Start упрочил позиции производителя качественного, прогрессивного и актуального контента, не боящегося затрагивать важные и социально значимые темы. В частности, этот стриминговый сервис стал первым в России, который своей оригинальной продукцией начал выстраивать в кои-то веки внятный, вдумчивый феминистический нарратив. В этом направлении с переменным успехом сработали проекты вроде «257 причин, чтобы жить», «Надежда» Елены Хазановой, «Хороший человек» с Юлией Снигирь и даже, прости господи, модные «Содержанки». До своеобразной вершины в популяризации фем-повествования Start дотянулся с прошлогодним хитом «Контейнер», чей второй сезон выйдет уже этим летом. Однако в апреле сервис решил как бы невзначай выпустить комедийный сериал «Два холма», который, тем не менее, с лёгкостью рискует перечеркнуть весь тот прогресс, что Start успел достичь.

Сюжет комедийной утопии переносит в 2140 год. Чуть более века назад на планете произошла третья мировая война (в текущих условиях далеко не лучший повод для шутки), Северная Корея скинула на США бомбу с вирусом, уничтожающим прицельно мужское население страны. Естественно, что-то пошло не так, и вирус распространился по всему миру, оставив в живых меньше 5 процентов мужчин. Россия теперь называется Матушкой Россией, Москва давно заброшена, зато образовались технологичные центры-матриархаты, где царят покой, красота, порядок и взаимопонимание. Один из таких искусственных городов – Два холма, где живёт главная героиня по имени Рада (Пелагея Невзорова). Рада – учительница, судя по всему, истории или окружающего мира, так что в её задачи входит рассказывать ученицам о так называемых «приматах» — уцелевших мужиках, которые живут на развалинах цивилизации, думают только о сексе, круглые сутки чешут свои пятые точки и меряются членами.

У «приматов» есть свой Цезарь, а точнее Барон (его играет Владимир Епифанцев, кто же еще?), также есть юный романтик Гера (Никита Кологривый), который, естественно, не такой, как все, и не столь безнадёжен, хоть и главное его занятие – помочь деду-хипстеру, ностальгирующему по третьему «Ведьмаку», починить компьютер, чтобы найти там порно. Однажды, когда Рада выводит своих учениц на ознакомительную экскурсию в места обитания «приматов», происходит заминка, Раде приходится спасаться бегством, и она случайно знакомится с Герой, затем эти Ромео и Джульетта неловко целуются, а потом Гера случайно оказывается в Двух холмах, где начинает потихоньку вносить грубый мужской хаос в утончённую женскую упорядоченность, писая и мастурбируя где и когда попало.

На бумаге, казалось бы, прекрасный материал для феминистической истории – мир женщин без мужчин, самодостаточный и аутентичный. Жанровые элементы могли стать подспорьем для завуалированной подачи насущных вопросов, ироничного переосмысления женской доли в социуме или даже попыткой российского кинематографа надкусить редкий в наших краях поджанр феминистического футуризма, сделав, например, комедийный ответ «Миру Дикого Запада». Но в итоге создатели сериала решили пойти путём наименьшего сопротивления и слепить попросту плоскую сатиру на мир женщин, который, по их мнению, невозможен без мужчин. Никакой интроспекции, никакой психологии, только лишь набор примитивных, поверхностных приколов анекдотического характера.

И глядя на создателей «Двух холмов», всё встаёт на свои места. Продюсеры, десять штук, все мужчины, режиссёр и четверо сценаристов – опять мужского пола, даже оператор и художник – то же самое, мужчины. О какой феминистической точки зрения вообще может идти речь, когда в создании сериала ни на одной ключевой позиции не задействованы женщины? Вот и получается мир женщин глазами мужчин. Отсюда все шутки – сексуального, даже сексистского характера, каждая вторая героиня изображена обязательно с акцентом на груди, попе или модельной фигуре. Два холма – город, в котором живут только молодые, сексуальные и горячие девушки (за парой исключений), «фитоняшки», как сейчас говорят. Шаблоны двух видов: для объективизации и для шуток неотёсанных мужланов.

Всё, о чём они мечтают, по мнению сценаристов, о новой модели вибратора. В этом, наверное, и заключается феминизм – а ещё в шутках вроде использования постоянных феминитивов («полицейки», «учёнки»). Юмор здесь вообще какой-то однобокий, издёвочный, оскорбительный, словно бы подслушанный в курилке грузчиков. Напомним, год в сериале 2140, а мы слышим всё те же кринжевые шутки про Панина. По несколько раз нам напоминают, что центральная площадь в Двух холмах носит имя Греты Тунберг (просто интересно, сколько миллисекунд сценаристы потратили на изобретение столь многозначительной иронии?). Женское собрание прекращается только тогда, когда две или более участниц захотят в туалет, чтобы не идти туда в одиночестве. У сериала четыре сценариста, а всё, что они придумали, воровать мемы столетней давности из интернета?

Техническую сторону проекта даже затрагивать не хочется: графика на уровне первых «Детей шпионов» режет глаза сильнее, чем безликая режиссура дебютанта Дмитрия Грибанова, поставившего до этого только эпизоды «Гранда». Картинка слишком глянцевая и безжизненная. Но всё это маловажно, ведь, несмотря на то, что сериал начинается как история Рады, очень быстро всё внимание переключается на Геру, который из общества токсичных мужиков, напоминающего смесь фильма «Восстание планеты обезьян» и собрания клуба «Без баб» из сериала «Счастливы вместе», попадает в «Элизиум» Нила Бломкампа. Там он, естественно, даёт свободу своим варварским позывам, чувствуя себя лисом в курятнике: все хотят потрогать его яички на счастье, грудастые дамы натирают ему спинку, а на улице девушки вокруг него почему-то ведут себя как в клипе Бенни Бенасси «Satisfaction». Не сериал, а экранизация чей-то влажной мужской фантазии.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости