предоставлено пресс-службой IPQuorum

В России могут расширить действие принудительной лицензии

В России разрабатывают законопроект, расширяющий действие принудительной лицензии. Напомним, механизм принудительного лицензирования закреплен в Гражданском кодексе, однако пока распространяется только на патенты. Если же предлагаемые нововведения одобрят, действие принудительной лицензии будет распространяться и на другие объекты интеллектуальной собственности, в том числе контент. Это позволит сохранить в стране фильмы, сериалы, музыку и другие объекты интеллектуальной собственности компаний из западных стран, которые заявили об уходе или приостановке деятельности в России, сообщает издание IPQuorum.

Обратиться в суд за получением принудительной лицензии сможет российский лицензиат в случае, если партнер из недружественных стран в одностороннем порядке частично или полностью отказался от лицензионного договора по основаниям, не связанным с нарушением такого контракта. Причем выполнять финансовые обязательства по контрактам, заключенным после 23 февраля 2022 года, российский лицензиат, если он является акционерным обществом, может акциями.

Правом обратиться в суд за получением принудительной лицензии обладают также отечественные организации коллективного управления (ОКУПы), если зарубежные правообладатели будут исключать свои каталоги из их управления. Одним из крупнейших на сегодня ОКУПов является Российское Авторское Общество (РАО). Так, по итогам 2020 года РАО собрало в пользу зарубежных правообладателей почти 300,6 млн рублей, что составляет порядка 10% от всех сборов организации в России за указанный период.

Идея расширить действие принудительной лицензии на объекты авторских и смежных прав сама по себе революционна, считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов, советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», лектор Digital IP Елена Авакян:

- Надо понимать, что инициатива обусловлена чрезвычайными обстоятельствами: сегодня российский рынок рискует оказаться в ситуации тотального дефицита объектов авторского права, и это может негативно сказаться на развитии бизнеса в целом. Поэтому в данной ситуации такой эксперимент возможен. Кроме того, в законопроекте речь идет, помимо аудиовизуальных объектов, также о программах для ЭВМ.

Елена Авакян особо подчеркнула, что принудительное лицензирование, в отличие от легализации пиратства, не даст возможность в открытую похищать интеллектуальную собственность:

- Авторам законопроекта придется разработать механизм, который позволит выдавать правообладателям хоть какую-то, но все же компенсацию за используемые объекты. Также нужно будет следить за тем, кто и каким образом будет выдавать эти принудительные лицензии и определять их целесообразность. Это поможет не развращать потребителя доступностью пиратского контента и не тормозить складывающуюся правовую грамотность населения в сфере интеллектуальной собственности.

Последние новости