постер к сериалу

Рецензия на сериал «Не сработало»: История стартапа по любви

Оценка: 7 из 10

Премьера сериала «Не сработало» состоится на стриминговом сервисеApple TV+ 18 марта 2022 года. Режиссёры: Тиндж Кришнан, Гленн Фикарра, Джон Рекуа и другие. В ролях: Джаред Лето, Энн Хэтэуэй, О. Т. Фагбенли, Кайл Марвин и другие.

Раньше мы возмущались, что в мире появляется слишком много стартапов, за которыми невозможно проследить и оценить их культурную и технологичную значимость. Теперь с такой же скоростью Голливуд штампует фильмы и сериалы, посвящённые стартапам, в которых тоже запросто потеряться. Вот в конце прошлого месяца Showtime запустил целый сериал-антологию «На взводе», где первый сезон рассказывает о становлении «Убера», а второй, вроде как, остановится зачем-то на истории «Фейсбука». А в марте более богатый конкурент, стриминговый сервис Apple TV+, готовится осветить хронику взлёта и падения стартапа WeWork в сериале «Не сработало». И как бы сильно не хотелось обыграть название шоу, у «яблочного» гиганта в больше мере шоу всё же сработало.

Как и «Убер», WeWork относительно молодой стартап. Год его основания – 2010-й, но сериал начинается наиболее заезженным приёмом, используемым практически всеми байопиками: мы оказываемся в 2019 году на совете директоров, когда компания переживала свои худшие годы и вынуждена была расстаться с её основателем Адамом Нейманом (которого играет Джаред Лето). Затем нас отбрасывают на 12 лет назад, где тот же Нейман, амбициозный и пронырливый предприниматель, не имел ни гроша за душой, но плодил множество самых разных идей для бизнеса. Тогда он ещё не был развращён буржуазной жизнью, деньгами и славой, мыслил трезво, а его глаза сияли, как фары автомобиля, у которого отказали тормоза. Адам действительно никогда не сдавал назад, в его натуре было пробиваться до победного.

От природы харизматичный Джаред Лето в этой роли смотрится весьма убедительно. Актёра нередко критикуют за излишне показательное погружение в роль, с чем Джаред порой слишком перегибает палку (вспомнить хотя бы его Паоло из недавнего «Дома Gucci»), но иногда это всё же приносит плоды (даже «Оскары»). Здесь как раз второй случай: Лето с этим уморительным, но в то же время очаровательным еврейским акцентом поражает своим энтузиазмом и энергетикой, просачивающееся с экрана. Адам Нейман в начале истории показан человеком максимально открытым и добродушным, он может завладеть расположением любого, будь то несговорчивый инвестор или журналист Нью-Йорк Таймс, он всегда в центре внимания и запросто завоёвывает симпатии окружающих, другими словами, прирождённый лидер. Лидер, который, правда, не видит дальше своего носа.

Чтобы окончательно не стать заложником стокгольмского синдрома по отношению к персонажу Джареда Лето, у нас есть Ребекка (Энн Хэтэуэй). С ней Адам познакомился в 2008 году, влюбился, женился, и всё это собственно и положило начало стартапу WeWork, так же известному как «история любви, ценою в 47 миллиардов долларов». Ребекка – тоже тот ещё персонаж: драма в семье, нереализованные амбиции стать актрисой, игнорирование очевидных истин в угоду личной выгоды. Хэтэуэй серии к третьей начинает даже затмевать своего куда более экстравагантного экранного партнёра – там у неё открывается заметно больше пространства для демонстрации своих актёрских талантов. Кроме того, через её героиню по-другому раскрывается и Адам: с него снимается ореол богоподобности (кстати, мем из интернета про то, что Лето похож на Иисуса, обыгрывается им же самим в сериале), и вот Нейман предстаёт перед нами как человек эгоистичный, тщеславный и не самый благоразумный.

Если сравнивать «Не сработало» с «Битвой за Uber» (а с их параллельным релизом без этого никак), то общее сходство сразу же бросается в глаза: оба сериала следуют достаточно стандартной клишированной структуре биографических лет о взлётах и падениях какого-то бизнеса. Опять же, после «Социальной сети» Финчера подобного рода картины заведомо обречены, хотя кого в Голливуде этим остановишь? И тот, и другой сериал держатся преимущественно на отличных актёрских работах. В «Убере» есть рассказчик, есть чёткая авторская точка зрения на историю стартапа, циничная и ярко визуализированная, что явно становится одним из главных преимуществ шоу с Джозефом Гордоном-Левиттом. У Apple наоборот – нет какого-то отличительного взгляда на историю, а само повествование вышло чересчур хаотичным и сбитым: про громкие вечеринки здесь больше, чем про суть самого стартапа, которая, в отличие от «Убера», не столь очевидна. WeWork, для протокола, занимается тем, что разрабатывает и предоставляет другим компаниям пространство для работы, то есть модный и удобный коворкинг.

Однако «Не сработало» запоминается отличным электронным саундтреком, напоминающим работы Мака Квейла для «Мистера Робота» и Дэниэла Пембертона для «Стива Джобса», а сама история не зацикливается на бизнесе, выводя на первый план отношения Адама и Ребекки, что переносит сериал в немного другую жанровую наклонность – а именно в мелодраму. Их брак позиционируется как не менее авантюрный стартап, у которого куча своих собственных преимуществ и недостатков. В какой-то мере такой подход немного освежает заветревшуюся формулу байопиков, хотя, честно говоря, тоже ничего особо нового не привносит, и будь на месте Лето и Хэтэуэй кто-то другой, такую смену фокуса можно было бы записать и в минус. С другой стороны, кого вообще заинтересует сериал про организации рабочего пространства? А вот полюбоваться двумя отличными актёрскими работами всегда приятно, даже независимо от того, на каком фоне, простите, в каком коворкинг спейсе такое мастерство демонстрируется.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости