постер к фильму

Рецензия на фильм Джо Райта «Сирано»: Сердце своё я одолжу

Оценка: 8 из 10

Мюзикл «Сирано» выходит в российский прокат 24 февраля 2022 года. Режиссёр: Джо Райт. В ролях: Питер Динклэйдж, Хейли Беннетт, Келвин Харрисон, Бен Мендельсон, Моника Долан и другие.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте? Ха, подумал французский драматург Эдмон Ростан и в 1897 году представил миру драму в пяти актах «Сирано де Бержерак». История о любви столь чистой и безответной, что сердце так и просится наружу. Главное действующее лицо – человек, опередивший своё время. Остроумный поэт, талантливый оратор, искусный воин, способный мастерски обезоружить любого не только шпагой, но и словом. Есть лишь один изъян в нём, по его убеждению: его огромный нос, из-за которого бедный Сирано никак не может признаться в любви к Роксане, подруге детства.

Джо Райт, который тоже бы мечтал опередить своё время, чаще всего, тем не менее, обращает свой взор к прошлому (когда не творит катастрофы, как «Женщина в окне»): «Анна Каренина», «Гордость и предубеждение», «Искупление» и «Тёмные времена» тому красочные доказательства. Его мелодичная экранизация «Сирано» — это снова костюмерное кино о Франции 17-го века, о дуэлях и мужчина в панталонах, о дамах в пышных платьях и бесконечных войнах, в промежутках которых люди пытались забыться в театрах, поэзии, любви. Сюжет Райт тоже берёт хорошо известный: «Сирано де Бержерака» ставили в театре и экранизировали в кино несчётное количество раз, меняя героев местами и отправляя их в разные эпохи. Сам концепт затем всячески деформировался, и его отголоски то и дело всплывали в фильмах с другими акцентами – например, у Тодда Солондза в «Добро пожаловать в кукольный дом», у Бо Бёрнэма в «Восьмом классе» или даже в комедиях с Джерардом Батлером из нулевых («Голая правда»).

Райт в этом плане максимально консервативен – никаких переносов в наше время, практически дословное следование тексту, без вынужденных кивков в адрес сексуальных меньшинств. Главную вольность, которую тот себе позволил, это смена недостатка, препятствующего Сирано открыть свои чувства. У Райта «нос» превратился в «рост», его герой в этот раз – карлик (играет его безупречно Питер Динклэйдж). Кроме того, есть ещё формальная особенность фильма – теперь это полноценный мюзикл, музыку к которому написали братья Аарон и Брайс Десснеры из The National, и вышло у них это настолько великолепно, ни один другой мюзикл 2021-го (а их в этот год чего-то уж слишком много развелось) не заставит вас так самозабвенно прочувствовать ритм, как это с успехом проворачивает «Сирано».

Но не музыкой одной фильму удаётся захватить зрителя. Главное достоинство картины – это, безусловно, её Сирано. Питер Динклэйдж ещё никогда не был столь велик! Его актёрский бенефис складывается сразу из нескольких прослоек: он чертовски хорош и в драме, и в комедии, удивительно органично смотрится в экшен-сценах (тут есть типичная для Райта сцена с эффектом одного кадра, в которой Сирано в одиночку сражается с десятком врагов), и наконец – актёр удивляет скрываемым доныне музыкальным талантом. Поёт Динклэйдж упоительно, впрочем, в этом плане не отстают и его экранные партнёры – очаровывающая с первым появлением Хейли Беннет в роли Роксаны и голосистый Келвин Харрисон на партии Кристиана, в чьи уста Сирано вкладывает свои слова любви, адресованные Роксане.

А любовь здесь всепоглощающая, чувственная и по-настоящему красивая. Здесь нет лишней сентиментальности, как в «Тик-так… Бум!» Миранды, нет наивности «Вестсайдской истории» Спилберга и затмевающих эту любовь политических подтекстов, как в «На высоте мечты». Конечно, нет здесь и смелых художественных решений, как у Леоса Каракса в «Аннетт», но, тем не менее, Джо Райт всё же радует первоклассной постановкой с тщательно проработанным антуражем, атмосферными декорациями и с драйвовыми музыкальными номерами, акцент в которых, впрочем, всегда на красоте стихосложения, а на слаженных телодвижениях.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости