постер к фильму

Рецензия на фильм «Остров Бергмана»: Кино витает в воздухе

Оценка: 7,5из 10

Премьера фильма «Остров Бергмана» состоялась в рамках кинофестиваля ко дню рождения кинотеатра Художественный, в российский прокат лента выходит 16 декабря 2021 года. Режиссёр: Миа Хансен-Лёв. В ролях: Вики Крипс, Тим Рот, Миа Васиковска, Андерс Даниелсен Лье и другие.

Паломничество по святым местам всегда было одним из важнейших религиозных актов в жизни любого верующего. Для тех, чья религия – кинематограф, такую же сакральную важность приобретают путешествия на родину выдающихся мировых режиссёров, особенно если они эту родину не бросили вскоре после рождения, а продолжали там творить свои шедевры до самых последних дней жизни. Ингмар Бергман был как раз из таких. Он оставался верным сыном Швеции до самого конца, даже несмотря на постоянные театральные гастроли по Европе и отчаянные попытки голливудских продюсеров соблазнить шведа снять для них кино (у Sparks есть замечательный концептуальный альбом-фантазия на эту тему, так и называется – «The Seduction of Ingmar Begrman», горячо рекомендуем).

Любителям европейского авторского кино хорошо известна конкретная локация в Швеции, где Бергман жил и создавал свои главные шедевры: это остров Форё, на котором родились «Сцены из супружеской жизни», «Персона», «Стыд», «Час волка» и некоторые другие картины мастера. Именно на остров Форё отправляются главные герои нового фильма Мии Хансен-Лёв – пара американских кинематографистов в лице известного в узких фестивальных кругах режиссёра хорроров Тони (Тим Рот) и талантливой сценаристки Крис (Вики Крипс). Они собираются жить в доме, где жил Бергман, дышать воздухом, которым дышал Бергман, писать свои фильмы за тем же столом, где писал Бергман.

Естественно, попутно Тони и Крис занимаются кучей других дел: вместе посещают «священные» места, много беседуют о кино, прогуливаясь по живописным побережьям Балтийского моря подобно героя Ричарда Линклейтера, наслаждаются улыбками летних ночей, он представляет свой фильм на ежегодном кинофестивале, она устраивает себе экскурсию на джипе вместе с местным жителем. «Остров Бергмана» — идеальный фильм-антидот для любого кинофестиваля, на котором обязательно друг за другом будут идти душные драмы про аборт, социальную несправедливость или смертельно больных родственников. Кино Хансен-Лёв (причём, любое, не только это) свободно дышит воздухом и даёт хорошенько продышаться зрителю: перед нами красивая, лёгкая и ненавязчивая картина, которая при этом ничуть не кажется поверхностной или проходной. Наоборот, «Остров Бергмана» — это более чем смелый и неожиданно ироничный кинематографический памятник режиссеру, который вечно суровый и строгий Бергман вряд ли оценил по достоинству.

По жанру кино Мии Хансен-Лёв сторонится к мелодраме и на первый взгляд выглядит фильмом, норовящим поиздеваться над устойчивым стилем шведского режиссёра. Но чем дольше мы находимся на острове вместе с героями, то отчётливей прослеживается гениальная авторская интонация Хансен-Лёв, удивительным образом объединяющая приземлённую психологию отношений мужчины и женщины из «Сцен из супружеской жизни» с мечтательной лёгкостью летнего настроения «Лета с Моникой». Забавно проявляются и эксперименты Бергмана с жанром хоррора – например, «Час волка» видится одним из ключевых источников вдохновения для Тони, а двойственная природа «Персоны» проявляется во второй половине фильма, которая раскалывает повествование на две взаимодополняющих сюжетные линии.

Кинематографическое наследие Ингмара Бергмана расщепляется в фильме Хансен-Лёв до атомов, пронизывая каждый, бережно снятый на плёнку, кадр и заполняя ими всё экранное пространство. Из этой материи как раз и образуется вторая сюжетная линия внутри первой – постепенно мы переносимся в придуманный на острове сюжет Крис о двух бывших влюблённых, приехавших на Форё на свадьбу общих знакомых (этих влюблённых играют Миа Васиковска и Андерс Даниелсен Лье). Здесь «Остров Бергмана» пересекает линию мета-фильма, окончательно перемешивая реальность с вымыслом, настоящий кинематограф с его трепетным трибьютом. Оторваться, впрочем, от такой игры в гляделки со зрителем вряд ли получится.

«Остров Бергмана»— чистое синефильское счастье. Причем, чтобы проникнуться фильмом, необязательно любить творчество шведского гения или знать его картины наизусть. Более того, даже если вы видели всего пару-тройку его работ, насладиться тонкой режиссёрской и сценарной работой Мии Хансен-Лёв не составит особого труда, вдобавок ей удалось собрать ещё и поистине отличный актёрский состав. Поверьте, такого классного Тима Рота вы давно уже не видели на экране, в Васиковскую вообще, кажется, здесь нереально не влюбиться, а почему Даниелсен Лье и Крипс до сих пор не имеют карьеру в Голливуде, решительно не ясно (особенно после работ с Полом Томасом Андерсоном и Йоакимом Триером).

Но самое главное, что после просмотра вам определённо что-то резко захочется совершить: будь то замарафонить Бергмана, слетать в Швецию, распланировать ближайший отпуск с целью посетить родину вашего любимого режиссёра, а может, просто взять близкого по духу человека и днями напролёт гулять, беседовать и жарко спорить о чём-то своём, срываясь на шёпот и крики. «Остров Бергмана» воодушевляет. И в этом, пожалуй, его главное неизъяснимое очарование.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости