постер к фильму

Рецензия на фильм «Финч»: Здравствуй, собака

Оценка: 7 из 10

Премьера семейной фантастической ленты «Финч» состоялась на стриминговом сервисеApple TV+ 5 ноября 2021 года. Режиссёр: Мигель Сапочник. В ролях: Том Хэнкс, Калеб Лэндри Джонс и другие.

Апокалипсис подкрался незаметно. Апокалипсис научно-фантастического жанра в кино. С каждым годом привередливого зрителя всё сложнее и сложнее удивить либо просто порадовать хорошей фантастической историей. Из последних удачных экземпляров вспоминается, пожалуй, только умный и впечатляющий по меркам своего бюджета авторский сай-фай «Бескрайняя ночь» Эндрю Паттерсона – но и тот был явно навеян ключевыми для жанра работами Стивена Спилберга. К той же оригинальной авторской фантастике можно добавить слегка заумный мини-сериал Алекса Гарленда «Программисты» и меланхоличный вояж в космическое сердце тьмы Джеймса Грэя в фильме «К звёздам», хотя с его премьеры прошло уже более двух лет.

Нельзя, конечно, проигнорировать арт-мейнстрим блокбастеры от двух именитых режиссёров, до сих пор генерирующие противоречивые споры до набухших вен на лбу о гениальности их создателей. Это «Довод» Кристофера Нолана и «Дюна» Дени Вильнёва – два бесконечно амбициозных проекта со сложными концептами в основе, но один получился уж очень механическим, а другой – скорее фэнтезийным. И вот мы оказались в таком времени, что хороший научно-фантастический эскапизм стало попросту негде взять – Джей Джей Абрамс решил добровольно уйти на дно с кораблём в бухте «Звёздных войн», а некогда главная надежда сай-фая Нил Бломкамп, кажется, окончательно самоликвидировался с недавним карантинным хоррором.

Но внезапно искорка надежды загорелась там, где совсем не ждали: на стриминговом сервисе Apple TV+. Казалось бы, после предыдущего сотрудничества «яблочного» гиганта и Тома Хэнкса (военная драма «Грейхаунд») надежды на их новую коллаборацию заметно поубавилось. Однако «Финч» — в этом плане большой сюрприз и крайне приятная неожиданность: маленькая душевная постапокалиптическая история, которая обязательно скрасит вечерок перед экраном в кругу семьи (или любой другой аудитории).

Итак, постапокалипсис. Мир погиб из-за радиации, образовавшейся от многочисленных дыр в озоновом слое. На солнце появляться больше нельзя ни одному из живых существ. Бывший инженер-робототехник Финч (Том Хэнкс) выживает в одиночку – среди его друзей лишь собственноручно собранный робот и пёс по кличке «Гудиер». Финч умирает и понимает, что ему осталось совсем немного, поэтому он обязан найти кого-нибудь, кто позаботится о его собаке после смерти. Искать людей – не вариант, поэтому Финч изобретает специального человекоподобного робота, добавляя ему в программу чётвёртый закон робототехники: служить на благо собаке и уберегать её любой ценой, даже если придётся нарушить первые три закона. Робот выбирает имя Джефф, но обучение приходится проводить на ходу, ибо нынешнее убежище Финча вот-вот накроет огромная буря. Тогда наш герой спешно собирает пожитки, садится в фургон и отправляется в далёкий Сан-Франциско. Чем конец света не веская причина пуститься в путешествие туда, куда не хватило времени добраться за целую жизнь?

Секрет успеха «Финча» в его режиссёре – Мигеле Сапочнике, снявшего много лет назад недооценённый сай-фай «Потрошители» и лучшие серии «Игры престолов» (включая «Битву бастардов» и «Долгую ночь»). По ним мы поняли, что Сапочник умеет ставить качественное зрелище и делает это красиво. И в этот раз он тоже исполняет всё по красоте: «Финча» попросту приятно смотреть. В нём потрясающе детализированные эффекты, впечатляющая работа с реквизитом, успокаивающий ритм лучших образчиков роуд-муви и в целом увлекательная история – пусть без откровений, но проговаривающая важные жизненные истины и развивающаяся в компании интересных персонажей.

Мигель Сапочник изящно доминирует на территории Бломкампа, выворачивая некоторые недокрученные мотивы и сомнительные решения из «Робота по имени Чаппи» в правильное русло. Кроме того, фильм грамотно использует фундамент из уже хорошо знакомых сюжетов, чтобы в конечном счёте избрать свой собственный путь. «Финча», конечно, хочется сравнивать и с «Изгоем» (одинокий Том Хэнкс снова находит своего Уилкинса), и с «Я – легенда», где Уилл Смит выживал в постапокалиптическом мире вместе с храбрым псом-помощником. Нельзя не вспомнить и культовый «пиксаровский» шедевр «ВАЛЛ-И», ещё одну близкую по духу историю об одиночестве в декорациях конца света. Да и вообще, «Финч» Сапочника – это примерно то, как бы выглядела продукция студии «Пиксар», если бы та переключилась на игровые фильмы.

Кино получилось широкого спектра не только потому, что оно умело переносит знакомые завязки в неожиданные жанровые условия («Изгой» в мире «The Last of Us» или «Я – легенда», но не хоррор, а комфортное семейное роуд-муви). Всё же перед нами редкий образец добротной фантастики – стимулирующей воображение и удивительно гуманной по своей натуре. Не зря, что робота Джеффа «играет» и озвучивает Калеб Лэндри Джонс, наделяя набор винтиков и гаек такой важной человечностью и самобытностью, превращая совместные сцены с Хэнком в лучшие эпизоды экранного взаимоотношения человека и искусственного интеллекта со времён Дэйва и HAL 9000. Хотя Хэнкс, конечно, типичный – всё такой же душевный дядька с искренними глазами, мягким голосом и благими намерениями. Впрочем, это ли не идеальный кандидат на роль Финча?

Мигель Сапочник по-тихому снял, пожалуй, лучший семейный фильм года, да ещё и фантастического жанра. Главное достоинство «Финча» не только в его универсальной доступности и понятности, это попросту удивительно милое и красивое кино, которое кроме всего прочего, преподаёт один крайне важный и легко забывающийся в каждодневной рутине урок. Урок номер пять: радуйся жизни.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости