постер к фильму

Рецензия на фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль»: Меч о трёх концах

Оценка: 9 из 10

Историческая драма «Последняя дуэль» выходит в российский прокат 18 ноября 2021 года. Режиссёр: Ридли Скотт. В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Бен Аффлек и другие.

Ридли Скотт и не думает прятать меч в ножны, в этом году, гордо возвышая его над собой, он точно доскачет до трофейного зала с одним из двух своих боевых коней, которых режиссёр откармливал и готовил к забегу, пока весь мир был закрыт на карантин. О втором, грациозном и лощёном, скакуне поговорим уже через месяц, сейчас же речь об экипированной в кольчугу, выносливой лошадке с тремя остро заточенными копьями, каждое из которых изготовил разный мастер, выбрав свой собственный акцент – на весе, узорах или остроте заточки. Так или иначе, Ридли Скотт не собирается выбирать, он методично использует все три копья, последовательно обезоруживая ими зрителя, соскучившегося по мощным и размашистым историческим полотнам с впечатляющим уровнем постановки, грамотной сценарной работой, харизматичными персонажами и мастеровитой режиссёрской рукой во главе всего этого.

«Последняя дуэль» переносит нас в 1380-е года, когда нравы и морали имели ярко выраженный средневековый характер – всем заправляли традиции , всё решала верность своему королю или князю. Именно в это время произошла последняя в истории Франции задокументированная юридически дуэль – между нормандским рыцарем Жаном де Карружем (Мэтт Дэймон) и его некогда другом Жаком Ле Гри (Адам Драйвер). Причина извечная – женщина. Вот только на этот раз смертельный поединок возник не на почве любви, а на почве мести и справедливости – жена Карружа, Маргарита (Джоди Комер), была изнасилована Ле Гри, а тот уверяет всех, что такого никогда не было. На стороне Ле Гри статус и мощные союзники – например, граф Пьер д’Аленсон (Бен Аффлек), которому Карруж вынужден подчиняться, кроме того, словам женщины касаемо изнасилования и по сей день неохотно верят, чего уж там говорить о 1386-м годе.

Кино поделено на три главы, каждая из которых представляет субъективный взгляд на события фильма глазами одного из трёх действующих лиц – Карружа, Ле Гри и Маргариты. Подход, знакомый зрителям по тематически схожему «Расёмону» Куросавы, прекрасно срабатывает и у Скотта – за счёт грамотной поступательной сценарной работы. Сценарий писали трое – оскароносный дуэт Мэтта Дэймона и Бена Аффлека (последний раз, когда они вместе писали сценарий, принёс им «Оскара») и номинантка на ту же премию Николь Холофсенер («Сможете ли вы меня простить?»).

Каждый из них писал свою главу фильма, именно поэтому ни одна из них не похожа на другую ни по тону, ни по акцентам. Например, первая глава про Карружа (её писал сам Дэймон): она выполняет функцию каркаса истории – знакомит нас со всеми персонажами, очерчивает временные рамки, показывает события от лица Карружа. Эта глава преисполнена средневековым пафосом исторических пеплумов (сразу же вспоминается «Гладиатор»), рыцарской доблестью и чисто мужским взглядом на порядок вещей. Дэймону, между прочим, весь этот пафос очень к лицу, раскрывая нараспашку не всегда очевидный его актёрский талант.

Глазами Карружа Ле Гри видится поначалу учтивым другом, отчего сам факт его посягательства на жену Карружа шокирует. Во второй главе, посвящённой герою Адама Драйвера и написанной Беном Аффлеком, перед нами предстаёт уже совсем другой Ле Гри – скользкий, неоднозначный тип, но при этом всё равно чем-то очаровывающий – может быть, своей харизмой и привлекательностью, а может, начитанностью и романтической натурой. Так или иначе, в этом большая заслуга не только сценария, но и Адама Драйвера, в очередной раз доказывающего, кто сейчас главный актёр в мире. Аффлек сменяет патетический тон повествования на иронический – во второй главе заметно больше юмора (в частности сам герой Аффлека тут выступает в качестве генератора средневековых мемов), хотя ближе к финалу она становится значительно более тревожной. Во второй главе Карруж уже не столь очевидный герой этой истории, мы видим его со стороны, следовательно, нам открываются те черты его характера, которые он в себе видеть не хочет – заносчивость, гневливость, необдуманность в поступках и гордыню.

Линию Маргариты, естественно, прописала Николь Холофсенер. Её точка зрения добавляет фильму не только завершённый (трёхмерный) вид, но на секунду уводит зрителя из мира суровых мужских распрей в мир хрупких женщин, прогуливающихся по базару в поисках прекрасного платья. Глазами Маргариты вы видим совершенно других Карружа и Ле Гри. Заметно отличаются сцены рассказа об изнасиловании Маргариты своему мужу: в первой главе Карруж показан спокойным и сочувствующим, в третьей же – гневливым и эгоистичным. Мужчина никогда не признает свою неправоту. Так же отличаются и точки зрения Ле Гри и Маргариты на саму сцену изнасилования.

Разглядывать и замечать все эти малейшие детали в сценарии, визуальные отличия в точках зрения на одни и те же события – одно из главных наслаждений во время просмотра «Последней дуэли». Голливуд не часто радует столь проработанными сценариями, особенно к историческому кино, которое бы казалось одновременно достоверным и актуальным на сегодняшний день. Кому как не Ридли Скотту браться за такой материал, ведь ему не впервой работать с качественными текстами – адаптация «Марсианина» от Дрю Годдарда или «Советник» Кормака Маккарти как наиболее яркие тому подтверждения. Однако вероятная номинация на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий – не самая очевидная для фильма: Джоди Комер – вот кто достоин всех наград мира. Она сыграла так, что поистине – за такую женщину биться только насмерть.

В конце концов, сама дуэль, к которой фильм подводит целых два часа, ничуть не разочаровывает. Ридли Скотт воздаёт терпеливому зрителю сполна: поединок получился зрелищным, кровавым, брутальным и окончательно выбивающим слезу у всех, кому осточертели однотипные блокбастеры с кучей спецэффектов на зелёном фоне. Ридли Скотт с гордостью и необходимым моменту пафосом декларирует возвращение большого кинематографа на большие экраны.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости