постер к фильму

Рецензия на фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна»: Котик Питер и его непутёвый кожаный друг

Оценка: 7 из 10

Биографический фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» выходит в российский прокат 21 октября 2021 года. Режиссёр: Уилл Шарп. В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Клер Фой, Андреа Райзборо, Тоби Джонс, Оливия Колман, Стэйси Мартин, Ник Кейв, Тайка Вайтити, Софи Ди Мартино и другие.

В 2019 году Том Хупер настолько испохабил знаменитый мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, что кошачий кинематограф до сих пор не может вылизаться. Даже наоборот, тот, простите, фильм как будто бы сглазил все соседние и последующие появления мурчащих на экранах: рождественские приключения кота Боба откровенно не удались, новая интерпретация кота Тома (и Джерри, конечно же) оказалась попросту ужасной, мёртвый питомец Чёрч так и не оживил полусгнивший ремейк «Кладбища домашних животных», а межгалактический рыжик Гусь из «Капитана Марвела» в конечном счёте запутался в клубке сомнительных спецэффектов. Среди исключений, пожалуй, только харизматичное кошачье камео у Хона Сан-су в его фильме-призёре Берлинале «Женщина, которая убежала» и забавный антропоморфизм в пиксаровской «Душе», где чернокожий мечтатель-джазист внезапно оказался в теле пушистого котика.

Безусловно, на тот же путь искупления перед кошками за их репрезентацию в кино (cat lives matter!) встаёт и новый британский байопик от автора комедийного сериала «Флауэрсы» Уилла Шарпа. «Кошачьи миры Луиса Уэйна» в оригинале, на самом деле, отнюдь не «кошачьи», а электрические (и не «миры, а жизнь, но не будем совсем уж нудеть) – тем не менее такая лёгкая вольность локализации от наших прокатчиков куда лучше продаёт фильм (хотя, возможно, ненароком отговорит некоторых собачников от просмотра) и избавляет его от назойливой ассоциации с другим биографическим фильмом на тему электричества, где события также развиваются в 1880-х годах, а в главной роли – тот же самый Бенедикт Камбэртбэтч. Но в отличие от неудачной «Войны токов», у «Кошачьих миров Луиса Уэйна» куда больше шансов завоевать зрительскую любовь. И дело тут совсем не в домашних питомцах.

Это история о человеке, как нетрудно догадаться, по имени Луис Уэйн (Камбербэтч в своём любимом амплуа одарённого невротика) – художнике и аристократе, которому после смерти отца выпала ноша заботы о больной матери и пяти сёстрах. Естественно, пришлось выбирать – либо погружаться в домашние заботы, либо зарабатывать деньги, рисуя всякие иллюстрации для журналов, благо, к этому у него был настоящий талант (а ещё он мог рисовать двумя руками сразу). Старшая сестра убедила Луиса нанять гувернантку для младших – тот сначала яро протестовал, но когда увидел Эмили (Клер Фой), то сразу же согласился взять её на работу… а потом и в жёны. Он влюбился, как принято говорить в таком случае, с первого же взгляда, принял решение жениться вопреки общественному порицанию (аристократ и гувернантка? фу, какая низость!) и потихоньку стал сублимировать свою безграничную к ней любовь в забавные антропоморфные портреты дражайшего котика Питера, которого супруги завели вскоре после переезда в отдельное поместье.

Картина Уилла Шарпа обладает всеми качествами классического байопика – местами суховатого и злоупотребляющего закадровым голосом (в оригинале этот голос принадлежит, между прочим, Оливии Колман), но при этом благородного, доступного аудитории любых возрастов и с пиететом относящегося к объекту рассказа. Уэйн был личностью непростой и, как выясняется, важной в контексте истории изобразительных искусств, однако сейчас его имя никому практически неизвестно – хотя, и фильм нам это прекрасно доносит, с его наследием многие из нас знакомы не понаслышке. Немало его рисунков котиков попросту ушло в народ даже без каких-либо опознавательных авторских меток – Луису никогда не хватало предпринимательской жилки, которая помогла бы ему обратить его талант в непомерное богатство. Он мог запросто отдать свою картину за стрижку или пару новой обуви, а потом месяцами сидеть в нищете.

Драматических эпизодов в «Кошачьих мирах» предостаточно – и большинство из них опять же стандартны для байопиков (творческий кризис, смерть близкого и т.д.), отчего вряд ли приведут зрителя к какому бы то ни было катарсису. Однако изобретательность проявляется немного в другом аспекте картины – в её яркой и запоминающейся визуальной оболочке. Оператор «Приключений Паддингтона» Эрик Уилсон знает, как акцентировать зрительское внимание с помощью конфетно-приторных фильтров, макро-съёмки умилительных созданий и живописных планов Англии (неважно, какого исторического периода). Кино своими красочными образами умело отводит зрительский взгляд от проржавевших драматургических рычагов и заставляет с наслаждением наблюдать за совсем другими вещами – например, за тем, как между Камбербэтчем и Фой зажигается настоящее электричество, или за тем, как тщательно и достоверно отображены нравы того времени.

Или за рядом неожиданных камео, ярчайшее из которых – Ник Кейв в образе Герберта Уэллса. Именно Уэллсу принадлежит такая характеристика главного героя: «Луис придумал кошачий стиль, кошачье сообщество, целый кошачий мир. Английским котам, не похожим на котов Луиса Уэйна, должно быть стыдно». В свою очередь, английским историческим байопикам, не похожим на «Кошачью жизнь Луиса Уэйна», по всей видимости, тоже должно быть стыдно.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости