постер к сериалу «Основание»

Рецензия на сериал «Основание»: Мультивселенная Айзека Азимова для тех, кому мало «Дюны»

Оценка: 8 из 10

Сериал «Основание» вышел на стриминговом сервисе AppleTV+ 24 сентября 2021 года. В ролях: Джаред Харрис, Ли Пейс и другие.

Видеосервис Apple TV+ запустился в ноябре 2019 года, но только сейчас решил выпустить сериал, который претендует на статус настоящего козыря компании. Стриминг взялся не просто за классику научной фантастики, но решил выпустить экранизацию произведения, которое долгое время считалось непосильным для адаптации на экране – цикл «Основание» Айзека Азимова.

Чтобы лучше разобраться во всех плюсах и минусах нового сериала, пожалуй, стоит сказать несколько слов про самого писателя и его огромное литературное наследие. Айзек Азимов – уже не просто классик, но и родоначальник научной фантастики, чей вклад в жанр где-то на уровне Рэя Брэдбери, Артура Кларка, братьев Стругацких, Станислава Лема, Филипа Дика и ряда других. Литературные произведения о будущем человечества существуют аж со второго столетия, но именно Айзек Азимов придумал многие условности и правила жанра, которыми активно стали пользоваться поколения писателей-фантастов, пишущих после него – например, три закона робототехники, на которые сейчас ориентируются не только новые авторы, но и разработчики искусственного интеллекта.

Среди главных работ Айзека Азимова – трилогия про Галактическую империю, серия детективов про робота Дэниела Оливо, а также семь романов из цикла «Основание». При этом все это – глобальный кроссовер: в заключительных романах выясняется, что Транторианская Империя из «Основания» и Галактическая империя – это одна и та же организация, а персонаж Эдо Демерзель на самом деле – еще одна личина робота Дэниела Оливо. Создать глобальный литературный кроссовер, связать все миры в один – это событие для читателей того времени по степени неординарности было сравнимо разве что с выходом первых «Мстителей» в 2012 году. Никто не думал, что это возможно, но это случилось.

С момента выхода «Мстителей» прошло всего девять лет – а зрители уже возмущаются, если в каком-либо новом блокбастере нет намеков на другие фильмы и других героев: настолько прочно в нашу жизнь вошло понятие мультивселенной. Айзек Азимов же придумал свой аналог мультивселенной задолго до появления блокбастеров от Marvel и DC.

При этом нельзя однозначно сказать, что в литературном плане серия «Основание» великолепна. По качеству книги получились очень разными, и многие считают, что под конец творческого пути Азимов исписался. Молодой аудитории его творчество и вовсе может показаться тягомотным, лишенным динамики и наполненным излишним количеством диалогов – ведь творческий путь автора начался еще в 1950-х годах, когда писали совсем иначе (без ваших модных сторителлингов и литературных онлайн-курсов).

Возвращаясь к сериалу, стоит отметить, что стилистически и атмосферно он оказался куда ближе к литературному Азимову, чем все прочие экранизации (например, «Я, робот» и «Двухсотлетний человек»). Он такой же неторопливый, так же медленно раскачивается и так же полон диалогов. Значительную долю времени в нем занимают красочные локации – не важно, показывают ли технологически продвинутый Трантор (столицу Империи) или же просто великолепные виды какой-нибудь заброшенной планеты с окраин Галактики. Визуально все это чудовищно напоминает смесь старых «Звездных войн» и новой «Дюны». При этом фильм Дени Вильнева, хоть и выглядит амбициозным технически совершенным гигантом, но воспринимается при этом холодно, будто бы внешний облик и музыка волновали режиссера больше, чем сама драма. «Основание» в этом плане куда честнее. Оно не пытается поражать своим масштабом, а концентрируется на отдельных личных историях. Известно, что Айзек Азимов сочинял этот цикл, ориентируясь на историю развала Римской империи. Визуально и сюжетно в сериале отсылок к Римской империи также предостаточно.

При этом экранное «Основание» взяло от литературного первоисточника только самое… основание.

Итак, существует великая галактическая Транторианская Империя, охватывающая планеты всего Млечного пути. Внешне она благополучна, но ученый Гэри Сэлдон, ориентируясь на собственные математические расчеты, предсказывает ее скорую гибель. Он даже разрабатывает специальную науку, которая прогнозирует глобальные процессы – психоисторию. При этом Гэри Сэлдон хочет лишь одного – отсрочить темные времена для человечества, а также создать плацдарм для его возрождения. По его задумке в этом должна помочь организация «Основание», которая соберет и сохранит все ценные знания и технологии со всех планет. Катастрофический прогноз ученого понятен очень немногим, остальные либо просто не в состоянии его осмыслить, либо считают подстрекательством к революции.

Здесь же стоит вновь вернуться к сюжету Айзека Азимова. В этом цикле он показал себя не просто писателем-фантастом, а настоящим визионером. Наука психоистория действительно появилась в дальнейшем, хоть и была немного о другом. То явление, о котором он сочинял, оказалось ближе всего к тому, что в наше время принято называть big data или большими данными. Разумеется, во время Азимова невозможно было представить себе ни такой объем данных, который можно будет обработать, ни появление для этого особой профессии, поэтому в его трактовке этой наукой занимаются исключительно математики.

Но сериал не стали пытаться осовременить. У авторов был соблазн рассказать историю про сбор больших данных корпорациями или про появление профессии дата-аналитиков. Вместо этого «Основание» старается максимально следовать духу книг Азимова, даже если это отдает каким-то ретрофутуризмом.

Весь остальной сюжет уходит в совершенно другую сторону, нежели шли книги. В этом подходе есть смысл – оригинальные романы описывали, скорее, ту самую историю движения масс, не так заметно концентрируясь на персонажах. Адаптировать все дословно и смотрибельно было бы даже не сложно, а попросту невозможно.

Структурно сюжет заметно напоминает «Игру престолов». Вот вам политические стычки между Сэлдоном и императором Клеоном, вот вам внутренние распри между народами разных планет. Политики в сериале много. Опять же, обойтись без деталей там, где Азимов наметил лишь общие штрихи, при всем желании бы не получилось.

Стоит быть готовыми и к другим существенным расхождениям с книгами. Например, помощник Сэлдона Гаал и робот Эдо Демерзель в сериале – девушки, а Клеон – несколько сменяющих друг друга клонов, на протяжении 400 лет выращиваемых из ДНК первого императора. Серьезно отличается от оригинальной и судьба самого Сэлдона.

Во время просмотра сериала кто-то, вполне вероятно, сильно оскорбится таким вольным обхождением с первоисточником. Даже сочтет их неуважением к автору. Азимову на эти претензии, скорее всего, было бы плевать – он всегда считал, что научная фантастика призвана рассказать людям, как любить друг друга, дружить и не враждовать. Сериал старается следовать в первую очередь этой идее. Но если для вас важнее не думать при просмотре каждые пять минут «Какого черта здесь происходит? В книгах было иначе», то лучше все-таки обойти сериал стороной. Другие же, скорее всего, оценят «Основание» как крайне занимательное зрелище.

P.S.: Среди актеров, как ни странно, больше всех приковывает внимание не Джаред Харрис, сыгравший доктора Гэри Сэлдона, а Ли Пейс, исполнивший роль одного из клонов императора Клеона. Всем, кто все еще не может забыть Трандуила из «Хоббита», его участие в сериале будет обязательным поводом к просмотру.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости