кадр из фильма

Рецензия на фильм Владимира Битокова «Мама, я дома»: Война меняет людей

Оценка: 8 из 10

Премьера фильма «Мама, я дома» состоялась в секции специальных показов 32-го «Кинотавра». Режиссёр: Владимир Битоков. В ролях: Ксения Раппопорт, Юра Борисов, Александр Горчилин, Екатерина Шумакова и другие.

Выпускники мастерской Александра Сокурова продолжают поставлять качественный контент мирового уровня, заявляя о положительных сдвигах в российском кино на самых престижных кинофестивалях планеты. «Кавказская новая волна» потихоньку представляет уже вторые свои фильмы – вслед за успешной фестивальной судьбой «Дылды» Балагова шороху сейчас наводит Кира Коваленко со своим фильмом-победителем Каннского кинофестиваля «Разжимая кулаки» (секция «Особый взгляд»). Не отстаёт от них и режиссёр «Глубоких рек» Владимир Битоков, чей второй фильм – «Мама, я дома» – приехал во внеконкурсную секцию «Кинотавра» прямиком с Венецианского кинофестиваля, одинаково покорив публику и с острова Адриатического моря, и с черноморского побережья.

С горных высот одинокого кабардинского села «Глубоких рек» Битоков спускает события своего второго фильма на заметно более многолюдную равнинную землю Кабардино-Балкарии – на окраины Нальчика. Там живёт водительница автобуса Тоня (Ксения Раппопорт) вместе с дочкой, которая в одиночку воспитывает ребёнка с трудностями развития. Тоня ждёт возвращения сына с войны – её Женя несколько лет назад записался служить по контракту в Сирии в частной военной компании. Однажды Тоне сообщают, что её сын погиб: его разорвало миномётным выстрелом, и от него буквально ничего не осталось – ни опознать, ни похоронить.

Героиня отказывается в это верить и начинает свой одиночный квест против государственных и частных военных организаций, требуя вернуть ей сына. Она пишет жалобы, ходит по всяким инстанциям, организовывает одиночный пикет и попросту медленно сходит с ума, потому что никто ей не верит и не хочет помочь. Внезапно на пороге её дома материализуется молодой человек (Юра Борисов), который улыбается и мягко протягивает: «Мама, я дома, ставь чайник». Вот только Тоня абсолютно уверена, что если война и меняет людей, то не до такой степени – кем бы этот юноша ни был, это определённо не её сын Женя.

Битоков мастерски выдерживает амбивалентность восприятия своей картины вплоть до самого финала, причём задаётся такая двойственность с первых кадров, где молодой чиновник Назаров (продолжающий играть мерзавцев Александр Горчилин) поручает рабочим подготовить разваливающее здание к приезду Путина. Они подходят к стене, дёргают за какой-то провод, а под обрушившейся штукатуркой обнаруживается портрет Сталина – и никто не понимает, хорошо это в контексте предстоящего визита или плохо. «А какой у нас сейчас официальный политический курс?», - кто-то спрашивает с недоумением.

Поначалу появление героя Юры Борисова воспринимается как что-то на грани магического реализма. Все вокруг твердят Тоне, что это действительно её вернувшийся сын, однако взволнованная мать понимает, что здесь определённо что-то не так. Когда выясняется, что молодой человек не просто реален, а ещё и его цели пребывания с ней вполне прозаичны, фильм, во-первых, резко сворачивает на территорию триллера, а во-вторых, не становится проще или однозначнее. Присутствие персонажа Борисова может запросто трактоваться как постоянное присутствие призрака войны рядом с русским человеком.

Картина, сценарий к которой написала Мария Изюмова (это её дебют), открыто критикует частные военные кампании, что Россия втайне ведёт не одно десятилетие, причем не только на территории Сирии. Последствия таких кампаний для матерей и мирных граждан (кстати, любопытно, что события фильма происходят в селе Мирный) как раз олицетворяются героем Борисова, чьё присутствие в кадре с каждой минутой всё сильнее выходит на территорию метафизики вопреки тому, что нам чуть ли не открытым текстом говорят, кто он и что ему нужно от Тони.

Текст Изюмовой вместе с героической игрой Ксении Раппопорт (её роль в «Мама, я дома» - одна из самых выразительных в карьере актрисы) и внимательной к деталям камерой Ксении Середы добавляют картине неожиданно чувственную женскую перспективу на события фильма. После брутальных и суровых «Глубоких рек» Владимир Битоков сменяет мужскую категоричность на не то чтобы женственную, но как минимум эластичную драматургию. К героям легче проникнуться, а история крепче хватает за живое: её тонкую натуру не так просто раскусить.

Из четвёрки выпускников Сокурова лишь Золотухин ещё не отчитался со своим вторым фильмом (его «Полёт» пока что на стадии постпродакшна – ждём на следующем «Кинотавре»), так что заявляем с оговоркой: несмотря на ошеломляющий фестивальный успех «Дылды» и «Разжимая кулаки», именно Битоков превзошёл самого себя как режиссёр. «Мама, я дома» — значительный шаг вперёд после и без того крепкого дебюта. Тихий, но очень уверенный и крайне многообещающий.

Вадим Богданов, Сочи, InterMedia

Последние новости