постер к фильму

Рецензия на фильм «Сколько стоит жизнь?»: Майкл Китон – адвокат, философ, психотерапевт

Оценка: 8 из 10

Премьера фильма состоялась на стриминговом сервисеNetflix 3 сентября 2021 года. Режиссер: Сара Коланджело. В ролях: Майкл Китон, Стэнли Туччи, Эми Райан и другие.

В сентябре 2020 года Иван И. Твердовский на «Кинотавре» показал «Конференцию» – фильм о теракте на Дубровке. В сентябре 2021 года на Netflix вышел фильм о жертвах теракта 11 сентября. Фильмы совершенно разные, но объединяет их одно – желание авторов показать не героев, сумевших проявить себя в кризисной ситуации (как сделал бы, например, Клинт Иствуд), а дать голос жертвам этих событий.

После событий 11 сентября 2001 года Сенат США создает особый фонд. Его цель – рассчитать объем компенсаций для пострадавших семей. При этом жертвы (а их оказалось несколько тысяч человек) должны согласиться с предложенными цифрами. Иначе они могут обратиться в суд, а этот процесс рискует обрушить всю экономику США. Адвокат Кеннет Файнберг берется возглавить работу фонда. Раньше он уже занимался делами, связанными с расчетом компенсации за человеческие жизни. Теперь же он столкнется одновременно и с цинизмом властей, и с многочисленными личными драмами от жертв теракта.

«Сколько стоит жизнь?» с 2008 года пролежал в черном списке лучших сценариев. Тогда английским названием картины было просто слово «Worth» («Стоимость»), что было достаточно емко и стильно. До съемок история добралась только в 2019 году, а в 2021 году права на показ приобрел Netflix. Где-то на этом пути было принято странное решение поменять название для международной аудитории – зрители других стран встретили картину под дурацким, глупым и бьющим прямо в лоб названием «Сколько стоит жизнь?».

Именно на вопрос, вынесенный в название, картина пытается ответить почти два часа. Разумеется, какого-то однозначного ответа она не дает. Главный герой в самом начале рассказывает своим студентам, что не надо пускаться в философские дебри: надо оставаться юристами, отстраняясь от ситуации. Но пока сам Файнберг придерживается этого подхода, его фонд становится непопулярным. В то же время стоит ему начать пропускать ситуацию через себя, разбираться с каждым делом персонально – и все идет в лучшую сторону.

Ответить на вопрос, вынесенный в название, невозможно в принципе, поскольку вся его проблема как раз и лежит в области философии куда больше, чем в юриспруденции. Многим жертвам не нужны компенсации – их родственники просто хотят, чтобы власти отнеслись к ним с уважением. Для кого-то важнее, предотвратить подобные ситуации в будущем. Кто-то живет на две семьи – какая из них в таком случае должна получить компенсацию по утере кормильца? Кто-то в ссоре с ближайшими родственниками, да к тому же еще не успел узаконить отношения, – вопрос встает аналогичный. В общем, сплошные столкновения прямолинейного юридического мира с личными драмами, в которых нет ничего столь же прямолинейного.

При этом «Сколько стоит жизнь?» остается по большому счету процессуальной драмой, которой удалось не скатиться в бенефис Майкла Китона (хотя, разумеется, он чертовски хорош, и его сюжетная арка – основная). Больше всего фильм похож на «Эрин Брокович» Содерберга. Удивительно, но ни режиссер Сара Коланджело, ни сценарист Макс Боренштейн (числился одним из соавторов всех голливудских фильмов про Годзиллу и Конга, но до сих пор был автором второго состава) практически неизвестны широкой публике и не имеют собственных крупных проектов. Вполне возможно, что именно этот фильм в их карьерах станет поворотным.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости