Татьяна Федина

Евгений Сафронов: "Главное - больше культуры в управлении страной"

Выступление главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова наФоруме справедливости и солидарности (Москва, 4 сентября 2021 года)

О недоработанных законах и решениях, упомянутых практически во всех предыдущих выступлениях, могу сказать только одно - это результат работы не совсем культурных людей в руководстве страны. Культурный человек старается, чувствует ответственность за свою работу - хоть лобзиком выпиливать, хоть законы составлять о культуре, семье и экологии, не говоря уж об упомянутом здесь “социальном государстве”, до которого России ещё очень далеко. Итак, главное - больше культуры в управлении страной.

Информационное агентство InterMedia изучает сферу культуры 30 лет, а ваш покорный слуга - около полувека, - и всё это время слышны сетования по поводу недооценки культуры в нашем обществе.

Это может удивить, ведь принято считать, что с культурой в Союзе было хорошо. Могу засвидетельствовать как сотрудник Министерства культуры СССР на протяжении двух десятилетий с 1984 года - это не совсем так.

Большевики отлично знали, что культура - это и есть власть, так как обеспечивает либо единство общества, либо дезориентацию и разброд. Посмотрите протоколы заседаний Совнаркома с 1918 года - в большинстве из них обсуждаются вопросы культуры, причем предметно, с именами ведущих исполнителей и названиями театров и коллективов - и это в разгар гражданской войны. Поэтому не удивляет успех большевиков среди самых разных слоёв населения - и в первую очередь за ними пошла молодёжь.

Советским Союзом действительно была построена уникальная государственная система культуры - ни в одной стране мира нет ничего подобного. В результате за 70 лет существования СССР из 140 миллионов преимущественно бескультурных людей получилось 280 миллионов нас - таких, какими мы себя знаем. Согласитесь, что это трудно себе представить, особенно если учесть чудовищные потери в войне. И всё же это так.

Но такая система работает только в развитии, которое все заметнее тормозилось в последние десятилетия СССР. В этом отношении показателен 1962 год - вы, несомненно, помните, что это не только новочеркасский расстрел но и “выступление” Н.С.Хрущева на выставке Союза художников. Это не совпадение. И 30 лет не прошло, как Союза не стало.

В последние десятилетия СССР общество - особенно молодёжь - уже не верило безответственным элитам, которые упустили многое, но главное - культуру, без которой не может быть веры. Потому в 1991-м вера в развитие общества, страны и своей собственной личности тогда уступила место вере в сказки, поэтому людей было легко вывести на улицы и бросить под танки.

Самое время вспомнить и немного перефразировать Ювенала - хлеба народу недостаточно, ему нужны зрелища, то есть, культура - и власть обязана это знать. Большевики это понимали и использовали изначально, советские и российские элиты не понимают уже полвека. А вот глобальные конкуренты хорошо понимают.

Несколько цифр из аналитики InterMedia. Оборот сферы культуры - около 3 трлн руб., заняты в ней десятки тысяч организаций и миллионы людей, бюджеты всех уровней выделяют около 600 трлн. Эффективно ли используются эти большие деньги?

Ответ известен всем. В стране отсутствует единая культурная политика, работа идёт по множеству иногда неплохих и полезных, но не скоординированных друг с другом планов, нет адекватной статистики и аналитики, полностью отсутствует экспертиза. Вдумайтесь - исследование InterMedia является единственным комплексным исследованием сферы культуры в стране, - и проводится оно не правительством, а независимой компанией за свой счёт.

Каждое из семи (СЕМИ!) ведомств сферы культуры - главным из которых сейчас является Минцифры, а не Минкультуры, - ведет свою фрагментарную аналитику, не согласовывая даже терминологию, утвержденную зачастую ещё Сталиным - и это в сфере, которая сейчас развивается невероятными темпами. Неудивительно, что строящаяся на базе сферы культуры очень важная для общества креативная экономика уже несколько лет щедро финансируется, но не имеет даже определения, а крупнейшая и передовая в этой сфере система IPChain создается практичеcки без участия государства.

Особый вопрос - игнорирующее современную реальность, иногда до нелепости противоречивое законодательство, базирующееся на той же сталинской терминологии. Вдумайтесь - у нас даже книжное дело по закону не входит в сферу культуры, а концертная деятельность вообще не имеет ни определения, ни адекватного регулятора. Но зато Минкультуры РФ по закону отвечает за зоопарки.

Посмотрите график, отражающий удар пандемии по сфере культуры - в целом отрасль сократилась, но цифровые сегменты заметно выросли - ничего странного, учитывая влиятельность их хозяев. А вот индустрия, построенная на личном общении, живом творчестве, катастрофически обрушилась. В сложнейшем положении - творческие работники и опытные менеджеры; такие отрасли, как предпринимательство в зрелищных индустриях, потеряли до 95 процентов оборота, они практически уничтожены. И что же, какие меры приняты властью? Практически никаких. Мудро ли это? Вопрос риторический.

Завершаю краткое выступление напоминанием - успех ждёт дальновидных политиков, хорошо понимающих неразрывность развития общества, культуры и власти.

Последние новости