Илья Золкин

Алексей Учитель: «После больницы взглянул на жизнь под другим углом»

О 70-ЛЕТНЕМ ЮБИЛЕЕ

― Цифра страшит, не скрою. С другой стороны, абсолютно нет ощущения столь почтенного возраста. Вспоминаю, как праздновали в Питере мое пятидесятилетие. Было очень много гостей. Сейчас тоже хотел арендовать катер, вечером 30 августа выйти в Неву, дождаться, пока разведут мосты, чтобы с армадой других кораблей и лодок проплыть по реке и так встретить наступление моего дня. Пришлось отказаться. В первую очередь из-за ковидных ограничений. Люди побаиваются. Да, пожалуй, и не нужны сегодня широкие гулянки. Соберу в Москве самых близких, человек двадцать максимум. Из Питера подъедет старший сын Андрей, еще кто-нибудь.

Дочки Аня и Маша 1 сентября идут в школу, стараюсь не пропускать это событие, всегда провожаю. Во ВГИКе начинаются занятия. Пойду знакомиться с курсом, который набирал по Zoom, сидя в больничной палате. Все три тура на удаленке. Представляете? В моей практике никогда такого не случалось. Надеюсь, и не повторится. Экстремальный опыт, прямо скажем.

У меня за плечами уже три выпуска студентов. Похвастаюсь: "Бюллетень кинопрокатчика" опубликовал на днях рейтинг лучших молодых режиссеров России, и я был по-хорошему ошарашен, прочитав список. Приятный подарок мне на юбилей. Фамилия Учитель в рейтинге представлена, сын Илья на пятом месте. Следом за ним идет Филипп Юрьев, снявший фильм "Китобой". Очень успешная картина, в прошлом году получила награду на фестивале в Венеции. Филипп только сценарий писал семь лет! Он из моего первого выпуска. Вместе с ним учился Иван Твердовский, оказавшийся в рейтинге молодых дарований, если не ошибаюсь, на восьмой позиции… Прекрасный был курс. В каждом выпуске есть талантливые ребята. Набираю 25 человек: десять бюджетников, столько же платных и пятерка — иностранцы.

О СТУДЕНТАХ ВГИКА

― Отчисляю жестко. Сразу предупреждаю об этом. Знаете, так было всегда, но сейчас приобрело какие-то чудовищные размеры: 80% поступающих на режиссуру — девушки. Я не против женщин в нашей профессии, но надо понимать, что она дико тяжела… Тем не менее тенденция налицо. Ладно, была бы пропорция 50 на 50, с этим готов согласиться, но 80 на 20 — перебор. Не отвечу, почему так получается, хотя первый фильм во ВГИКе ребята снимают друг о друге. Порой из этих работ узнаю даже слишком откровенные подробности. Вплоть до сексуальной ориентации. Да, здорово, что ничего не скрывается, и все же каждый раз обалдеваю. Вы вот спросили, чему учу других. На практике учат меня. Понимаю, звучит шаблонно, но это правда.

Взять третий набор. Долго не мог в них разобраться, почувствовать, нащупать. Они совсем другие. Сидят на лекции без каких-либо эмоций, ничего внешне не выражают, словно их вообще ни хрена не волнует — ни кино, ни жизнь. Ноль. Абсолютный! У меня не получалось достучаться, начинал беситься, казалось, это равнодушие с их стороны. На самом деле, нет. Они реагируют иначе. Но понять и принять это сложно. Как и смириться с тем, что ученики постоянно погружены в гаджеты, буквально живут в них.

С дисциплиной вечная проблема. Завели манеру — не ходят на занятия. Или постоянно опаздывают, приводя нелепые отговорки и не испытывая при этом никакого стыда. Еще у них почему-то вечно ломаются компьютеры, когда нужно показать отснятый и смонтированный материал. Смешно! <…> Да, бывает, ору, ругаюсь. Не могу видеть безучастные физиономии. Говорю: "Не интересно со мной — уходите. Или давайте я покину ВГИК, потрачу время на что-нибудь иное, более полезное для себя".

О ЗАРПЛАТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

― Не смешите! Преподавать начал в 2006-м и только на десятый год получил профессорское звание. Платят мне тысяч двадцать в месяц. Как мастеру курса. Раньше было еще меньше. Говорят, если бы состоял в штате, получал бы раза в два больше. Но все равно какие-то странные суммы, согласитесь. При этом моя студия "Рок" помогает студентам — и аппаратурой, и звуком… Делаем, что можем. А ведь есть преподаватели, для которых ВГИК — основной заработок.

Однажды произнес на учебном совете крамолу, предложив: "Отдайте мастерским 10% того, что получаете от платных студентов. Мы найдем, как распорядиться деньгами ради самих же ребят…" Тут же начался крик, мол, это невозможно, нарушение министерских циркуляров и все такое...

О НАСТРОЕ СТУДЕНТОВ

- Знаете, всем своим студентам, начиная с первого набора, твержу: надо внутренне настраиваться на то, что будете снимать шедевры, выигрывать на фестивалях. Словом, готовлю побеждать. Это не всегда получается, но в себя нужно верить. Сам так живу и с ребятами интуитивно делюсь какими-то мыслями, стараясь научить практической профессии

Многие коллеги любят рассказывать случаи из жизни. Не делаю этого. Зачем студентам мои мемуары? И фильмы свои не заставляю смотреть. Молодым интересно то, что они делают и чем я в состоянии им помочь. Обязательно зову с собой на съемки. Правда, как-то пригласил на ночную смену сразу десять человек, и к утру почти все банально заснули.

О РЕАКЦИИ СЫНА ВИКТОРА ЦОЯ НА ФИЛЬМ О ЕГО ОТЦЕ

― Узнал об этом деле из публикаций в Сети, мне никто повесток не вручал, документов не показывал. А картина — моя давняя задумка, еще лет десять назад хотел ее осуществить и ничего не скрывал. Перед началом съемок мы встречались с Сашей, он читал сценарий. Да, ему не понравилось, что папа как бы лежит в гробу. Ну я попытался объяснить, что это образ, не надо все воспринимать буквально. Цой-младший вроде согласился: "Ладно, снимайте, поменяйте только имена. А там посмотрим". Вот и вся история.

Потом он приходил на киностудию CineLab в каком-то, я бы сказал, странном состоянии, был агрессивен. Ну не оценил Саша снятое. Нет, значит, нет. Его право, хотя у меня есть твердое убеждение, что за ним стоят люди, преследующие свои интересы. Не буду называть фамилии. Те, кто связан с последними днями жизни Цоя, тоже подначивали сына.

О РЕАКЦИИ НА ФИЛЬМ «МАТИЛЬДА»

- Шум вокруг "Матильды" был поднят в основном стараниями госпожи Поклонской, которая, кстати, не так давно публично извинилась передо мной в интервью.

Писали и говорили разное. После показа в Екатеринбурге в Ельцин-центре меня вызывали на дуэль, предлагали выбирать вид оружия. И агрессия была, и эмоции. В Минкультуры присылали письма протеста. Эксперты из МВД потом проводили их анализ: все обращения были составлены словно под копирку… Сильно помог Станислав Говорухин. Устроил открытый просмотр "Матильды" в Думе, провел настоящую подготовительную операцию, лично ею руководил.

О ПРОВАЛЕ «ЦОЯ» В ПРОКАТЕ

― Цифры плохие, собрали в прокате около 30 млн рублей. Но это была осень 2020 года, разгар пандемии, в кинозалы пускали 25% зрителей... Я не оправдываюсь — объясняю.

Понимаете, если бы снимал картину о жизни Виктора Цоя, сборы, конечно, были бы получше. Но я хотел сделать притчу, сознательно шел на это. С авторским кино трудно претендовать на большую кассу.

О ПЕРЕНЕСЕННОМ КОРОНАВИРУСЕ

— В конце мая я сделал первую прививку и через неделю… заболел. Сразу после Петербургского экономического форума. Накануне ПМЭФ у меня брали ПЦР-тест, все было нормально. А спустя день после окончания почувствовал какое-то недомогание. Думал, раз первая вакцина сделана, значит, все пройдет легко... Но потом начался цитокиновый шторм. Меня реально снесло. До этого поражение легких было 10%, а тут за два дня цифры улетели куда-то в космос. Мне так и не сказали правду, сколько в итоге выскочило.

Я лег в 40-ю больницу в Сестрорецке. Там есть палаты с аппаратами, которые прокачивают до 70 литров кислорода в минуту. Тогда можешь дышать. Это не ИВЛ, до него, к счастью, не дошло, но все равно было хреново. Я оставался в сознании, однако состояние — ужас, словами не описать.

Некоторые эпизоды словно из кино — и трагические, и комические. Вставать с кровати я мог, а дойти до туалета — нет. Надо было преодолеть расстояние метра в три, кислородная же трубка длиной — полтора. Не хватает. Конечно, рядом с койкой стояло судно, но я не хотел им пользоваться. Медбратом работал отличный парень по имени Роберт, сильно мне помогал. Говорю ему: "Придумай что-нибудь..." И он на ночь приносил мне синий баллон с кислородом, ставил его в туалет. Я вынимал трубку из носа, добегал до унитаза и тут же втыкал другую, чтобы получить спасительный глоток из баллона.

О ЗАВЕЩАНИИ

— Надо бы, конечно, сделать. Хотя и завещать-то особо нечего. Но после больницы взглянул на жизнь под другим углом. И сейчас еще нахожусь в реабилитационном периоде, только два месяца прошло. Спасибо друзьям, которые помогали, носились со мной. Городские власти включились. Главврач Сергей Щербак каждый день приходил ко мне. Благодарю весь медперсонал! По иронии судьбы в 40-й больнице я дважды снимал эпизоды фильма "Восьмерка", поэтому сам туда попросился при госпитализации.

О РЕФЛЕКСИИ

- Понимаете, до сих пор сомневаюсь в себе, в самоощущении, в окружающем пространстве, в кино. Выхожу на новый фильм и каждый раз не знаю, что получится в итоге, очень боюсь, правильно ли буду снимать, монтировать тот или иной эпизод. Когда говорю об этом, окружающие не верят, думают, что сочиняю сказки, наговариваю на себя. Со стороны выгляжу иначе. Уверенно. Но это маска, форма

(Максим Чурусов, ТАСС, 31.08.21)

Последние новости