постер к фильму

Рецензия на фильм «Туве»: Это не настоящая Туве

Оценка: 2 из 10

Биографический фильм «Туве» выходит в российский прокат 27 мая 2021 года. Режиссёр картины — Зайда Бергрот, главные роли исполнили Альма Пёвсти, Криста Косонен, Шанти Рони, Роберт Энкель и другие.

Главная героиня картины, Туве Янссон, — художница и писательница, прославившаяся на весь мир историями про муми-троллей. Дальше этой странички её биографии обычно редко кто заглядывает — а ведь жизнь самой Янссон была не менее чудесна и удивительна, чем жизни её сказочных персонажей. Восполнить пробел и пролить немного света на малоизвестные странички истории Туве взялась Зайда Бергрот. Темой своей ленты она выбрала довольно интересный и насыщенный период, ставший во многом поворотным в жизни Янссон — это послевоенное время, 1944-47 годы, когда художница пыталась отыскать собственный «голос» в работе, параллельно переживая сразу два романа — с мужчиной и женщиной. Почва для фильма, казалось бы, невероятно щедрая — не нужно ничего выдумывать, бери да снимай! Но Бергрот и сценаристка Ээва Путро, увы, решили иначе — и создали невероятно дурацкую и даже в чём-то «вредоносную» картину.

Туве Янссон, показанная на экране, имеет очень мало общего со своим прототипом. Реальная Туве была остроумна, смела, невероятно жизнелюбива — такой портрет складывается из её во многом автобиографичной «взрослой» прозы, воспоминаний современников и биографов, личных писем. Туве, которую подсовывают зрителям авторы фильма «Туве» — это взбалмошная, похотливая и довольно недалёкая женщина, которую в жизни интересуют только секс и живопись — именно в такой последовательности. Примечательно, что кредо самой Янссон звучало как «Работа и любовь», и это кредо в картине чудовищно искажено и опошлено.

Помимо существенных и непонятно зачем нужных отклонений от исторической действительности фильм в результате не демонстрирует и художественных достоинств. История вышла невероятно скучной и плоской, как и её действующие лица. Картина полна чудовищно клишированных и пошлых в худшем смысле этого слова любовных сцен и высокопарных фраз — например, сама Туве разговаривает исключительно афоризмами и в том числе из-за этого кажется ужасно оторванной от реальности. У персонажей нет никакой предыстории и «внутренней работы», нет раскрытия, они все на редкость однобоки и плоски и служат исключительно для продвижения «сюжета». Один из главных мужчин в жизни Янссон Атос Виртанен по воле создателей из энергичного, харизматичного и остроумного мужчины превратился в картонного статиста, и совершенно невозможно понять, что Туве в нём нашла — а уж тем более представить себе, чтобы реальная Янссон писала про такого человека, что после него в её жизни не будет другого мужчины.

Обескураживает подход авторов фильма и к персонажу Вивики, женщины, которую любила Туве. В то время как история их отношений — а точнее, их завершения — во многом покрыта мраком и достоверно неизвестно, что между ними произошло, создатели «Туве» лихо расставляют всё по своим (воображаемым) местам, и Вивика в их исполнении становится дьяволом-искусителем во плоти, распутницей и женщиной, словно бы не способной на глубокие чувства. Этот подход с альтернативной историей напоминает серебренниковский фильм «Лето», но с одной огромной оговоркой — Серебренников брал имена и образы реальных людей и помещал их в романтическую среду, не допуская при этом пошлостей и постоянно напоминая зрителю, что всё происходящее на экране — плод воображения, «было или не было»; создатели же «Туве» преподносят свои (так и хочется сказать «клеветнические») домыслы как истину в последней инстанции.

В конечном счёте, единственными двумя по-настоящему ценными вещами в фильме оказываются документальная вставка с танцем настоящей Туве в самом конце и, внезапно, постер кинокартины. Плакат сделан будто бы к совершенно другой истории и удивительно точно схватывает сущность Янссон; а танец на берегу моря — невероятно искренний, лёгкий, беззаботный танец на зависть многим! — не имеет ничего общего с сосредоточенными танцами Альмы Пёвсти, которые больше напоминают некую форму невроза.

Понятно, зачем нужно было использовать образы реальных людей — без громкого имени Янссон фильм не стоил бы ломаного гроша и посмотрели бы его единицы. «Ты — буржуазная ведьма!» — кричала в одной из сцен героиня Туве героине Вивики, и тот же упрёк хочется бросить Зайде Бергрот и Ээве Путро, которые, несомненно, соберут на славном имени Туве неплохую кассу — но какими средствами! Картину, несомненно, будут смотреть и обсуждать — и стараниями создателей фильма в сознании широких масс талантливая художница и писательница будет низведена до той жалкой одномерной героини, которую предлагают им на экране.

Из истории Янссон можно было выжать столько всего, не прибегая к художественному вымыслу, просто излагая факты! Отношения с любимым мужчиной, который не желает жениться и тем самым сильно усложняет паре жизнь (здесь и трудности в совместных путешествиях, и непонятный статус Туве, и постоянные смешки общественности за её спиной из-за «распущенности»); запретная — действительно запретная, а не комически-богемная, как в фильме! — связь с женщиной; наконец, создание муми-троллей на фоне войны и отпечатка, который боевые действия и тревожность того времени наложили на саму Туве и её близких — всё это так и останется дожидаться более чуткого режиссёра. Удивительно, как подобная картина вообще могла выйти из-под «пера» Бергрот, которая, по её словам, при подготовке к съёмкам глубоко погрузилась в документальные материалы о жизни Туве. Удивительно и грустно.

Татьяна Трейстер, InterMedia

Последние новости