постер к фильму

Рецензия на фильм «Прабабушка легкого поведения. Начало»: Ну что, старичок, надевай паричок!

Оценка: 7 из 10

Премьера комедии «Прабабушка легкого поведения. Начало» состоялась в рамках 43 ММКФ 28 апреля 2021 года. Режиссер: Марюс Вайсберг. В ролях: Александр Ревва, Дмитрий Нагиев, Михаил Галустян и другие.

1980 год. Страна живет предвкушением Олимпиады, а мелкий аферист Вова Рубинштейн (Александр Ревва), воспользовавшись занятостью милиции на спортивных объектах, беззастенчиво колесит по советской глубинке с поддельными концертами звезд эстрады. На одном из таких мероприятий в Рыбинске незадачливого гастролера накрывает милиция.

От бдительных стражей порядка Рубинштейн мог бы схлопотать за такие дела по полной программе. Но его перехватывает норовистый сотрудник КГБ (Максим Лагашкин) и дает необычное задание. Подпольная бандерша Луиза Карловна, как две капли воды похожая на Володю, обманом завладела секретным химическим веществом «Старичок». Опасаясь, что с помощью внешне безобидного флакончика можно устроить теракт прямо во время закрытия Олимпийских игр, гебисты вынуждают Вову переодеться в Луизу Карловну.

Сегодня Марюс Вайсберг признается, что четыре года назад выпускал на экраны «Бабушку легкого поведения» на свой страх и риск. Казалось, люди слишком устали от жеманных фриков и трансгендеров, чтобы еще потешаться над ними в кино. Но комедия выстрелила, равно как и появившееся вскоре продолжение. Сюжетно тема была уже закрыта — и режиссер нашел выход с помощью спин-оффа, объясняющего в кого таким главный герой уродился.

Советский антураж в «Прабабушке легкого поведения» условен, поэтому особых ностальгических чувств не вызывает. Улицы дорисовывались с помощью компьютерной графики, поэтому эффекта присутствия в фильме нет — за исключением, пожалуй, сцены на ВДНХ. В саундтреке, наряду с обновленной версией «Все, что в жизни есть у меня», звучат современные треки, вроде «Ты кому-то достанешься» «Мачете», а «На трибунах становится тише» вообще заменена условным аналогом. Неужели не удалось договориться по авторским правам?

Но особой аутентики в фильме быть и не должно, поскольку перед нами — альтернативная история. Ведь «левых» концертов в СССР эпохи Застоя быть попросту не могло, потому что для разрешения на концертную деятельность исполнитель в обязательном порядке был прикреплен к какой-нибудь филармонии, где его, конечно же, все знали как облупленного. По сути, нам показывают косплей, задолго до введения этого понятия в обиход. Интересен также взгляд создателей фильма на те гипотетические пути, по которым могли бы пойти карьеры Филиппа Киркорова и Любови Успенской.

Гораздо больше в фильме отсылок к современности. Гомерический хохот в зале вызывает информация о химическом оружии «Старичок» и производной от него и основной идеи фильма пословицы «ну что, старичок, надевай паричок». А Лев Лешенко заражается в китайском посольстве «вирусом непонятного происхождения».

При всей эксцентричности, «Прабабушка легкого поведения» не стесняется поднимать и серьезные вопросы. В середине фильма есть пронзительные элементы трагикомедии, связанные с паническим страхом Вовы утратить свою гендерную самоидентификацию. Вряд ли эти пассажи оценят по достоинству иностранцы, но для нашего зрителя они, как бальзам на душу.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости