постер к фильму

Рецензия на фильм «Прощай, СССР»: А Перестройка все идет и идет по плану

Оценка: 8 из 10

Трагикомедия «Прощай, СССР» была показана на 43-м ММКФ 26 апреля 2021 года. Режиссёр: Лаури Рандла. В ролях: Юлле Кальюсте, Стэн Карпов, Никлас Кузмичев.

Йоханнесу не везет с самого момента рождения. Мальчика угораздило появиться на свет раньше срока месяца на три, кувез ему пришлось делить с чужой девочкой, а жить — в закрытом городе Ленинград-3, где радиация буквально разлита в воздухе и растворена в воде. Едва Йоханнес подрос, как его посетило новое испытание: мама уехала учиться в другой город, а у бдительных бабушки с дедушкой особо не забалуешь.

Со сверстниками у ребенка тоже нелады, поэтому единственным другом он считает большого пластмассового крокодила Гену. Когда у мамы появилась возможность забрать мальца к себе, она это честно сделала. Йоханнес обзаводится настоящими друзьями — чеченские брат и сестра Гена и Вера — однако спешный отъезд мамы в Финляндию на заработки вновь омрачает его жизнь.

Среди маловразумительных образчиков фестивального самовыражения, всегда найдется жемчужина, во время просмотра которой зрители будут непроизвольно смеяться в голос, а на финальных титрах — рефлекторно аплодировать. К этой категории на 43-м ММКФ, безусловно, относится финско-эстонская лента «Прощай, СССР», и впрямь очень детально прослеживающая этапы развала великой империи. По эмоциональной наполненности фильм относится к противоположному полюсу относительно снятого примерно на ту же тему «Груза 200» Алексея Балабанова, хотя речь в обеих картинах идет примерно об одном и том же.

Авария на Чернобыле, война в Афганистане, первые антисоветские митинги, нашествие «челноков» в соседнюю Финляндию — все это показано в фильме беззлобно, со здоровым чувством юмора и без малейшего намека на публицистический надрыв. Цветовая гамма «Прощай СССР» выгодно отличается в сторону яркости и сочности от большинства угрюмых поделок о второй половины 80-х. С красочными видами открыточной позднесоветской Эстонии отлично гармонируют расписные гребни бесшабашных панков, безумствующих под музыку группы J.M.K.E (ну в какой еще, скажите на милость, фильм их былой шлягер «Tere Perestroika» вписался бы настолько органично?)

Умеренный нон-конформистский запал в «Прощай, СССР» отлично уживается с традиционными семейными ценностями. Поначалу взаимоотношения властной (но при этом невероятно красивой и утонченной) бабушки с тюфяком-мужем и ранимым внуком отчаянно напоминают коллизии романа и фильма «Похороните меня за плинтусом». Но в итоге запаса прочности этой шебутной семейки хватает даже на то, чтобы пережить невероятной силы тектонический сдвиг эпохи.

Центробежные геополитические явления, поставившие крест на Советском Союзе, преподнесены в фильме именно как травматический опыт. Однако их разрушительное воздействие на героев изрядно сглажено игровой формой подачи. Такие неоднозначные прецеденты, как чеченский терроризм, «вторжение» советских танков в Прибалтику и снос памятников Ленину обезврежены в фильме карнавальной стихией. Но веселье сходит на нет, невинная детская игра «дочки матери» наводит на пугающую мысль, что все политические нестроения порождены династическим (или все-таки алхимическим?) «браком» сувенирного Горбачева с пресловутой куклой Барби.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости