постер к фильму

Рецензия на сериал «Чикатило»: Корабль дураков и маньяков

Оценка: 7 из 10

Премьера восьмисерийного криминального сериала «Чикатило» состоялась на онлайн-платформе Okko 18 марта 2021 года. Режиссер: Сарик Андреасян. В ролях: Дмитрий Нагиев, Николай Козак, Дмитрий Власкин и другие.

1984 год. На провинциальном вокзале два милиционера пристально наблюдают за подозрительным гражданином в шляпе, которому проститутка пытается оказать услуги чуть ли на их глазах. При задержании странного командировочного при нем обнаруживается множество говорящих против него улик: нож, веревка, вазелин и проч. У стражей уже буквально чешутся кулаки, однако из-за несовершенства доказательной базы им приходится отпустить свою добычу.

Годом раньше Андрей Чикатило изрядно наследил в Ростове-на-Дону. Встревоженное городское руководство запрашивает помощь из Москвы. Но столичные опера — угрюмый полковник Кесаев (Константин Лавроненко) и нескладный капитан Витвицкий (Дмитрий Власкин) — на новой почве не приживаются. Мало того, они фатально не могут поладить даже друг с другом. Между тем, изуродованные трупы появляются не только в самом Ростове, но и в окрестностях.

Начиная просмотр нового сериала на будоражащей всех документальной основе, необходимо ответить для себя на два вопроса: мог ли Сарик Андреасян, сделавший себе имя на «тех еще» комедиях, глубоко проникнуть в столь специфическую тему, и способен ли Дмитрий Нагиев раскрыть мотивацию хладнокровного убийцы. Но для тех, кто внимательно, без гнева и пристрастия следил за работами режиссера последних лет, таких вопросов не встает вовсе. Достаточно посмотреть «Непрощенного», где тот же Нагиев в очередной раз прыгнул выше своей головы. Конечно, тех, кто видит в нем «прапорщика Задова», ни в чем не убедишь. Однако те, кто ценит первую роль Нагиева в невзоровском «Чистилище», которое по степени кровавости и натурализма не догнать никакому сериалу «Чикатило», прекрасно знают, на что способен этот действительно большой артист.

В первых отзывах на сериал красной нитью проходит мысль об отсутствии портретного сходства между реальным и экранным душегубом. Но вряд ли режиссер звал на столь сложную роль раскрученного Нагиева ради того, чтобы игра «найди 10 отличий» потеряла всякий смысл. Так уж повелось, что феноменальная востребованность актера привела его к тому, что он не просто феноменально узнаваем, а буквально «вхож» в каждый дом.

В точности таким же свойством обладает и Чикатило в фильме. Узнавая об очередном зверстве, земляки маньяка на экране всячески хорохорятся и высказываются в духе «попался бы мне этот гад — задушил бы своими руками». Парадокс лишь заключается в том, что они это зачастую говорят в лицо злодею. А тот лишь косноязычно поддакивает, без труда обводя их вокруг пальца за счет виртуозного владения элементарными азами психологии. Ведь говорит он ровно то, что они хотят от него услышать в той или иной ситуации.

При этом Нагиев виртуозно сыграл полное отсутствие эмоциональной вовлеченности Чикатило в происходящее — чего существующие на автомате собеседники, конечно же, не замечают. Абсурдность ситуации усугубляется тем, что обвести вокруг пальца следователей в какой-то момент удается даже клиническим олигофренам («Делу дураков» особенно пристальное внимание уделено в первых двух сериях).

Наблюдать за этими бесхитростными манипуляциями гораздо интереснее, чем проникать в детские травмы маньяка. Ведь если бы Андреасян делал ставку на истоки комплексов Чикатило, то возник бы риск вызвать у зрителя непроизвольное сочувствие. Но режиссер, напротив, пошел по пути нагнетания физиологических подробностей (засаленный носовой платок, некрасиво кривящийся рот), что только усиливает у зрителя отталкивающее впечатление от увиденного.

Стоит ли удивляться, что наиболее близок к разгадке оказывается «юродивый» психолог Витвицкий, который и сам чем-то смахивает на маньяка. А вот региональная милиция изображена в сериале менее убедительно, так что тут критика экспертов в адрес создателей фильма, увы, оказывается справедливой. Глядя на то, как ростовские опера раз за разом проигрывают столичным коллегам, невольно обращаешь внимание на титры, где красным по черному написано, что фильм снят при поддержке Правительства Москвы.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости