архив InterMedia

Глава NCA Михаил Шурыгин: «Компания, которая основывается на привозе конкретных артистов, обречена»

О ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРОМОУТЕРОВ В ПАНДЕМИЮ

- Я готов почти по пунктам рассказать, что эта поддержка сейчас собой представляет. Зарплатная поддержка, которую мы получили (два раза по 12 тыс. рублей на сотрудника), давно закончилась. На федеральном уровне мы усилиями Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (далее КТиБО и Ассоциация. — “Ъ”) пролоббировали отсрочку выплат в случае переносов концертов, но эта отсрочка тоже заканчивается. И мы надеемся, что сможем ее продлить, ибо у коммерческих структур просто заканчивается возможность компенсировать людям стоимость билетов, ведь концертная деятельность не возобновилась. Льготы по налогам на текущий момент отсутствуют. Квоты, связанные с концертной работой, до недавнего времени лимитировались 25% наполняемости зала, против 50% в Москве, что было абсолютно нерентабельно. Клубные концерты при 25-процентной вместимости и массе проверок приводили к тому, что с гигантским трудом удавалось разве что поддержать падающие штаны персонала: еду, может быть, при этом можно себе позволить, но ни о каких доходах речи не шло в принципе. Причем ни арендные, ни зарплатные расходы не компенсировались.

ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПРИ КОМИТЕТЕ ПО КУЛЬТУРЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

- В нем порядка 20 человек. Это было предложением комитета по культуре. Крупнейшие петербургские организаторы массовых мероприятий — NCA, PMI, Euroshow, БКЗ «Октябрьский», театральный продюсер Екатерина Галанова, организаторы всяких ледовых шоу, клуб «Космонавт», клуб «Морзе» и компания «Светлая музыка» в лице Ильи Бортнюка. Положа руку на сердце, эту историю изначально я обсуждал с представителем комитета и мы обоюдно предлагали разные имена. Получился «микс»: в совете присутствуют и представители кинотеатров, и выставочные пространства. Конечно, не все охвачены, но мы имеем общее мнение и формируем определенный тренд общения. Ребята в комитете по культуре на одной волне с нами, но только их решений, по сути, недостаточно. Поэтому мы уповаем на то, что Борис Пиотровский в какой-то степени станет нашим голосом и его не сожрет вся эта махина власти. Сами понимаете, что такое из свободного художника стать заместителем председателя комитета, а еще через полтора-два месяца — вице-губернатором, курирующим среди прочего и спорт. А у нас на кону, как вы помните, еще чемпионат мира по футболу: NCA будет организовывать фан-зону УЕФА на Дворцовой площади, спортивные активности у нас тоже есть.

О ДОСТИЖЕНИЯХ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА

- Например, нам удалось отстоять концерт «Аквариума» в «Морзе». Были Billy’s Band, «Ария». Вот «Ария» в «Космонавте» как раз прошла без единого нарекания, с 25-процентной вместимостью, с правильной рассадкой. В принципе не было ни одной отмены по причине неподготовленности площадок, организаторов, артистов или каких-то несогласований. К сожалению, в большей степени были отмены и переносы из-за экономической целесообразности. А это означает, что штат клуба, условно 20 человек, сидит в ожидании зарплат. А если требования такие, что может прийти только 25%, нужно выдерживать санитарные нормы, а телевизор вообще говорит, что на концерты ходить нельзя, то и мероприятие может отмениться. А учредителю клуба приходится платить из своего кармана. Такое происходило во всех клубах.

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NCA В ПАНДЕМИЮ

- NCA сумели еще летом переориентироваться, в отличие от небольших компаний. Мы сделали множество концертов онлайн с МТС, устраивали онлайн юбилеи Бродского и Есенина, премию NCA Saint Petersburg Music Awards, провели в формате онлайн фестивали «Петербург Live» и «Рок на Волге». Все эти проекты при поддержке спонсоров и бюджетных средств мою компанию сохранили. Мы смогли сделать качественные продукты и не жалуемся. Но я знаю, как тяжело другим, и знаю, что им необходима поддержка.

ПРИНЕСЛИ ЛИ ЧТО-ТО КОНЦЕРТЫ «АКВАРИУМА» И «АРИИ»

- Да. Смотрите, в какую-либо экономику выходят концерты, которые меняют свои экономические показатели заранее. Есть артисты, работающие по старинке: есть конкретный гонорар — кто больше заплатил — остальное пофиг. Есть артисты, которые готовы рассматривать новую экономику, расходную часть, видеть, что есть,— и радикально менять свои ожидания. В случае с упомянутыми группами, как я понимаю, все сработало. Они работали с организаторами и площадками, которым доверяют, так что все произошло как надо. Но такое происходит далеко не всегда. Есть еще расходы на персонал, на аренду дополнительного оборудования или того же самого зала. И «Морзе», и «Космонавт» — это аренда, и, как я понимаю, у обоих клубов есть 50-процентная скидка на период действия ограничений. Если данная экономическая модель сложилась, ты выйдешь в какой-то плюс. Но подчеркну снова: никаких доходов для бизнеса здесь нет. Единственная задача, которая сейчас сохраняется — и по «Космонавту», например, она не выполнена,— это покрытие своих расходов на зарплату. Фактически в последние полгода «Космонавт» был убыточен.

ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ

- Нам повезло, что мы не вошли в реку «драйв-инов», автомобильных концертов, в которую погрузились многие мои московские коллеги: то были и огромные инвестиции, и такие же объемные потери. Мы планировали такие выступления возле «Газпром-Арены», но шли вслед за москвичами. Так что я успел проанализировать ситуацию, вовремя остановиться — и перенести концерты на сентябрь в «Севкабель». Либо опыт, либо просто чутье… Мы успешно поработали, и за счет того лета мы остались на уровне доходности 2019 года.

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ПОСТАНОВЛЕНИИ №860 О ВОЗВРАТЕ И ОБМЕНЕ БИЛЕТОВ

- Фактически это промоутеры его и пролоббировали — Надежда Соловьева из SAV Entertainment, Дмитрий Богачев из «Бродвей Москва» и Артем Горный из Kassy.ru. Все началось с того, что на встречу Владимира Путина с предпринимателями попала директор Kassir.ru Алла Фомина, ее выслушали и пошло уже движение через премьер-министра Мишустина. У нас спросили: «Чего вы хотите?» А нам тогда в первую очередь надо было снять существующее законодательное равенство между отменой и переносом мероприятия. Мы в обоих случаях должны были возвращать деньги за билеты. А в случае с переносом и средств нет, и новые даты неясны. Сейчас срок работы этого постановления заканчивается и непонятно, будет ли оно пролонгировано — и тогда снова будут сложности. Но зато то лоббирование стало предтечей создания Ассоциации КТиБО. Пожалуй, это было первое глобальное действие, которое помогло сохранить от разорения концертные компании.

О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕГ ЗА БИЛЕТЫ

- Если у вас есть горячее желание вернуть свои деньги, вы их вернете. Когда к NCA, например, обращаются люди, мы индивидуально рассматриваем каждый случай. Мы никого не посылаем просто читать законы, лояльность зрителей к компании превыше всего. Но ситуации рассматриваем. Могу откровенно сказать, что кроме ситуаций, связанных с рядом серьезных зарубежных звезд… Не буду называть группу, это должен был стать самый большой летний рок-концерт, и там были свои болезненные моменты и сложный перенос. Публика до сих пор немного клокочет, потому что возможностью вернуть билет пользуются и в Петербурге, и в Москве — а с этим концертом слишком много денег было закопано. И такого много везде. Но мы по чуть-чуть деньги возвращаем.

О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КТИБО

- В КТиБО есть и Семен Гальперин из екатеринбургского TeleClub, и Сергей Мельников из «Мельницы», Сергей Мурадов из Eventation — это все «независимый» фронт. Я позвал Илью Бортнюка — он член ассоциации, только не соучредитель. Говорю как на духу, если кто-то из высших участников правления, типа Надежды Соловьевой и Владимира Зубицкого, и имеет какие-то виды, то мы будем эту историю как-то модерировать, потому что это не будет соответствовать целям и задачам Ассоциации. Но пока что мы делаем единое дело, разногласий нет. А цель кого-то куда зажать… Смотрите, главная задача КТиБО — работа с властью! Это спасение и защита нашей индустрии в глобальном смысле. С этой задачей просто не справятся молодые и находящиеся в оппозиции. Это должны быть люди, думающие о комбинации разных отношений власти с независимыми промоутерами. А Соловьева в этом плане очень толкова: она хорошо чувствует тренды и у нее шикарные лоббистские возможности.

КАК ВЫГЛЯДИТ МЕХАНИЗМ ПЕРЕНОСА КОНЦЕРТОВ

- Предположим, мы перенесли с марта на июнь фестиваль «40 лет Ленинградскому Рок-клубу» — во многом из-за того, что не успевали продать билеты. В таких случаях задача организатора — согласовать все сложнейшие моменты с восприятием потребителя, чтобы у людей не было ощущения, что их держат в неведении и обманывают. Также надо договориться со всеми артистами, а это, может, и еще сложнее. В случае переносов у артистов каждый раз тоже возникают новые обязательства по участию или неучастию в мероприятии. Ты же не можешь анонсировать выступление на фестивале, если у тебя через день еще и сольный концерт. С тем же самым фестивалем у нас участники меняются с учетом выбора новой даты. Соответственно, когда сводятся воедино дата, площадка и состав, делается объявление, что все действительно. В случае несогласия с общей политикой рассматриваем частные претензии. Так, пока мы озвучили имена только двух артистов из минимум пяти — «АукцЫон» и «Пикник». Причем те триста билетов, что уже были проданы, по сути относятся именно к ним. Есть еще вариант сделать этот фестиваль бесплатным, получив небольшую субсидию от города.

КАК ИДЕТ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АРТИСТОВ

- Да почти никак. Мы сейчас и с московскими коллегами, и напрямую обсуждаем некоторые варианты и делаем предложения артистам. Но очень осторожно. У меня предчувствие, что как раз в отношениях с зарубежными артистами сейчас начнется некоторое безумие. Появятся новые организаторы, которые, возможно, выиграют — ибо таких привозов люди ждут,— а, возможно, и проиграют. Например, сейчас, если говорить об осени, мы не готовы платить такие же гонорары, что были согласованы еще на осень 2020 года. Мы за годы работы себя уже некоторым образом «устаканили» в работе с зарубежными артистами, нам не надо ничего доказывать. И иногда лучше просто пройти мимо. Слишком много вопросов. Нестабильность валюты, ковидные истории, визы… Пусть кто-то другой попробует. Я вижу, что здесь будут изменения, и, возможно, мы не будем являться лидерами. Но мы лучше отступим: этот рынок сейчас наиболее непредсказуемый. При этом у нас есть One Republic, Enter Shikari, Мирей Матье, Севдализа плюс что-то еще — эти концерты у нас охраняются. Плюс ведем переговоры по сохранению выступления Iron Maiden, на 2022-й, может, договоримся с Rammstein. Мы все же стараемся хороших артистов не упустить. Но если кто-то сейчас предложит им условные дополнительные 100 тысяч евро — спасибо, вы и работайте.

О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ ПРОМОУТЕРОВ В ПАНДЕМИЮ

- У нас есть начинания и фестивали в России, вещи, которые мы потенциально развиваем. Например, новый фестиваль в Ленинградской области — небольшой, но хороший. Я сосредоточен на создании брендов, которые будут обеспечивать существование NCA независимо от ситуации в мире. Компания, которая основывается на привозе конкретных артистов, обречена. Только диверсификация.

О ПРОГНОЗАХ

- Пессимистичный вариант — это «усталость железа». Если говорить о России, то если нашей индустрии не будут оказаны меры поддержки, еще один год такой «прострации» вызовет массовые закрытия компаний. Концертный бизнес перейдет на военно-осадное положение, и мы будем менять профессию. Но я не за себя переживаю, а за своих сотрудников и независимых промоутеров, у которых меньше вариативности и возможностей. По-моему, сейчас все скорее зависит не от власти, организаторов или артистов, а именно от эпидемиологической ситуации. Если будет ухудшение и новые длительные карантины, бизнес закончится. Если вирус и его реинкарнации будут побеждены, то мы можем ожидать концертного взрыва. Прогнозируется даже трехкратный рост посещаемости массовых мероприятий.

(Макс Хаген «Коммерсантъ», 17.03.2021)

Последние новости