постер к фильму

Рецензия на фильм «Игры шпионов»: Камбербэтч и страшная ядерная кнопка

Оценка: 7 из 10

В широкий прокат фильм выходит в России 18 марта 2021 года. Режиссер: Доминик Кук. В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Мераб Нинидзе, Рэйчел Броснахэн, Мария Миронова, Кирилл Пирогов, Джесси Бакли и другие.

Высокопоставленный сотрудник Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике Олег Пеньковский крайне обеспокоен политикой Никиты Хрущева. Он пытается выйти на контакт с западной разведкой, чтобы передать им секретные сведения и ослабить Советский Союз, поскольку верит, что это позволит не допустить гипотетической мировой ядерной войны. ЦРУ и МИ-5 находят никому неизвестного до сей поры коммивояжера Гревилла Винна. Тот в достаточной степени труслив и заинтересован в деньгах – по мнению западной разведки, это идеальный кандидат, который может приехать в СССР, выйти на контакт с Пеньковским, но при этом не вызвать подозрений у советских спецслужб. Однако со временем деловые отношения героев перерастают в настоящую дружбу, а частые приезды Винна в СССР начинают вызывать у КГБ много вопросов.

Реальность, как обычно, несколько сложнее. К примеру, кино умалчивает о том, что Гревилл Винн все-таки признался в шпионаже в ходе допросов. Что касается самого Пеньковского, то в оценке его деятельности историки расходятся – одни считают, что среди передаваемой им информации не было ничего действительно значимого, другие – что он был двойным агентом, а третьи и вовсе – что он пострадал из-за ведомственного противоборства между ГРУ и КГБ. Тут стоит напомнить, что даже в современную эпоху, когда ряд архивов рассекречен, а многие люди, пострадавшие по политическим причинам, были реабилитированы, Пеньковский все еще числится предателем.

Впрочем, отсутствие таких исторических деталей в конечном счете не делает фильм хуже. Он вообще не рефлексирует о политической ситуации, сложившейся во время холодной войны. О стремлении дистанцироваться от политики прямо говорит здесь и главный герой Гревилл Винн, для которого на первом месте – торговля и возможность поставлять оборудование заводам, работающим при любом строе. Фильм выдержан в антимилитаристском ключе и очень удачно заканчивается титрами про разрешение Карибского кризиса, когда между Москвой и Вашингтоном впервые была установлена «горячая линия» для экстренной связи. Пеньковский и Винн очень косвенно повлияли на это событие, зато теперь они выглядят героями-миротворцами, а не просто шпионами.

В конечном счете в «Играх шпионов» нет как таковых «игр» шпионов – сюжет о передаче секретных документов из СССР на запад предельно линеен и прост. Фильм куда больше о том, как нерешительный коммивояжер, явно переживающий кризис среднего возраста, впервые становится мужчиной, умеющим принимать решения и брать ответственность. То, что его действия по ходу сюжета предотвращают войну – это, на самом деле, уже дело десятое.

Приятно также и то, что русских героев в фильме, наконец, играют не немцы с хорватами, а русские актеры – идеально передан не только антураж эпохи, но и характерная внешность (Пеньковского играет грузинский актер Мераб Нинидзе, что также отлично вписывается как в историю, так и в облик страны). Какой-то чудовищной клюквы в фильме нет, хотя непонятная фешенебельная гостиница «Виталий» в центре Москвы, наверно, многим сразу бросится в глаза. Отечественная культура в целом перенесена на экран достаточно бережно и тактично, поэтому сцены вроде той, где британский актер плачет от красоты русского балета, не кажутся очередной попыткой иностранцев показать русские березки и другие штампы, а воспринимаются очень искренне.

Больше всего «Игры шпионов» напоминают какую-нибудь бюджетную версию «Шпионского моста» Стивена Спилберга. Только тут еще и Бенедикт Камбербэтч в главной роли. Совместные усилия сценариста (Том О’Коннор – автор комедийного боевика «Телохранитель киллера») и актера создали незабываемого персонажа. В нем есть потрясающая динамика как в личностном развитии, так и в его отношениях с окружающими. Фирменная игра Камбербэтча, его манера держаться, мимика и жестикуляция тащат всю картину на себе.

Из-за сложного отношения многих зрителей к показанным событиям, фильм вряд ли пойдет в России хорошо. Остается надеяться, что фанаты исполнителя главной роли сумеют донести до широких масс мысль о том, что «Игры шпионов» – хорошее кино, которое стоит посмотреть хотя бы ради харизмы и обаяния главных героев. Ну и, конечно, кого-то обязательно заинтересует возможность увидеть обнаженного Камбербэтча в советском тюремном душе.

Павел Соломатин,InterMedia

Последние новости