кадр из фильма

Рецензия: документальный фильм «Девяностые. Ночная жизнь»

2021, more.tv

Оценка: 7,5 из 10.

Вторая серия документального цикла Сергея Минаева о России 90-х годов оказалась посвящена первым рейвам, Казантипу и вообще ночной жизни в обновлённой стране. Тема довольно монументальная, однако команда Минаева вновь уложилась в академический час. При этом многие затронутые в фильме реалии сами по себе могли бы тянуть на отдельный документальный фильм. Так, разговор о Казантипе в «Ночной жизни» намечается обстоятельный, с большим количеством документальных кадров, мнениями местных жителей и бывшего мэра близлежащего городка - но в какой-то момент авторы оставляют заброшенный реактор и возвращаются в Москву на «Гагарин Party», а потом начинают разъяснять за «Птюч» и «Станцию 106,8». Выжившие деятели рейв-культуры найдены и опрошены, хроника ночной жизни представлена - но всё равно остаётся ощущение, что создатели ленты лишь пробежались по верхам. С одной стороны, даже неплохо, что телевизионная школа с привычками к жёсткому хронометражу победила блогерскую культуру с её неумением вовремя остановиться: чувствуется, что при монтаже были беспощадно вырезаны все длинноты, а отснятого материала хватило бы на 5-6 таких фильмов. При этом про какие-то моменты хотелось бы увидеть более обстоятельные рассказы.

Естественно, и при беглом повествовании можно почерпнуть много интересного. Так, авторы и герои не без удивления отмечают, что культура ночных клубов в новой России зародилась с нуля - в СССР даже дискотеки в ДК заканчивались до полуночи, а тут появились люди, готовые отрываться ночи напролёт. Как говорит один из спикеров фильма, «страна была в аду, а мы веселились». Рейв-культура стала ответом на серую картинку, преобладающую в позднем Советском Союзе. «Наш мир был цветным», - рассказывает Игорь Шулинский, основатель журнала «Птюч», который «невозможно было читать» из-за дичайше аляповатого дизайна.

Ветераны рейвов с ностальгией вспоминают, как в 90-е бок о бок «клубились» чиновники, бандиты, геи - никто тогда ещё не разбрёлся по специализированным заведениям. Когда появилось много ночных клубов, хозяева пытались не пускать к себе «чужих бандитов», и на полном серьёзе решался вопрос: разрешено ли бандитам танцевать (после долгих дискуссий оказалось, что да) и как должны выглядеть бандиты, чтобы их пускали в клубы. Шулинский и Иван Салмаксов составили специальную памятку: они должны иметь «позитивный внешний вид и позитивный настрой». Кстати, довольно мудрая формула. Через пару лет после её придумывания Салмаксов бесследно исчез; авторы «Ночной жизни» попытались провести расследование, которое свелось к паре-тройке предположений от его бывших коллег. Самым конкретным был DJ Грув, заявивший, что надо было держаться подальше от криминала и политики - тогда бы Ваня до сих пор диджеил.

Роль наркотиков в ночной жизни авторы не обходят стороной, но изо всех сил избегают романтизации темы. О ней говорится вскользь, а ряд названий веществ в фильме запикан, будто они содержат ненормативную лексику.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости