постер к фильму

Рецензия на фильм «Куда ты идёшь, Аида?»: Изменить неизбежность

Оценка: 8 из 10

Историческая драма «Куда ты идёшь, Аида?» была показана в рамках Роттердамского кинофестиваля и кинофестиваля в Торонто. Режиссёр: Ясмила Жбанич. В ролях: Ясна Джуричич, Изудин Байрович, Борис Лер и другие.

Лето 1995-го, Босния и Герцеговина. Разгар печально известной Боснийской войны, во время которой произошёл самый массовый геноцид в Европе после окончания Второй мировой. Тогда вооружённая до зубов армия сербов взяла под контроль Сребреницкий анклав, объявленный ООН «зоной безопасности», и убила более 8 тысяч беззащитных, безоружных боснийских мусульман. Об этом рассказывает новый фильм Ясмилы Жбанич «Куда ты идёшь, Аида?» — мощное гуманитарное кино, снятое с трезвостью и размахом «Пианиста» Романа Полански.

Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале, где ленту Жбанич, обладательницы «Золотого Медведя» Берлинского кинофестиваля за свою предыдущую работу «Грабицу», наградили сразу несколькими призами. Затем картина продолжила успешное шествие по мировым фестивалям: Торонто, Гамбург, Вена и вот Роттердам, где «Куда ты идёшь, Аида?» получила приз зрительских симпатий, хотя кино откровенно не для всех. Возможно, следующим шагом для фильма станет номинация на премию «Оскар» от Боснии – по крайней мере, это точно будет заслуженно.

В своих предыдущих картинах Ясмила Жбанич рассматривала последствия геноцида своего народа на примере современной Боснии и Герцеговины. Теперь же она переносится непосредственно вглубь исторического кошмара. В центре сюжета – вымышленный персонаж, переводчица при нидерландском контингенте войск ООН Аида (какой-то совершенно героический перфоманс Ясны Джуричич, немыслимо, что Кубком Вольпи в Венеции наградили не её). Аида единственная из местных жителей, кто знает английский. Так называемая «зона безопасности» (на самом деле обычный ангар без туалетов и кроватей) переполнена до отказа, а её ворота подпирают ещё тысячи обеспокоенных за свою жизнь боснийцев. У Аиды по ту сторону ограждения муж и двое сыновей, и она отчаянно пытается сделать всё, чтобы спасти хотя бы их.

Кино Жбанич смотреть нелегко, как и нелегко на душе от осознания той трагедии, что произошла в Сребренице в июле 95-го. Режиссёр, которая, на секундочку, сама пережила те события, избегает выраженной манипуляции и показывает хронику произошедшего через линзы исторического факта, с которым уже ничего поделать нельзя. Какой смысл спрашивать, что в тот момент произошло с гуманистическими позывами, вроде как вложенными в каждого человека, если этого уже никак не изменить? «Куда ты идёшь, Аида?» превосходно исполняет роль бронзового памятника не только ужасающим событиям, коллективная вина за которые лежит на всём человечестве, но и несломленному духу главной героини, которая упрямо верила, что сможет изменить неизбежность.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости