постер к фильму

Рецензия на фильм «Рыцари справедливости»: Ещё по одной?

Оценка: 6 из 10

Датская криминальная комедия «Рыцари справедливости» открыла Роттердамский кинофестиваль, в российский прокат фильм выходит 18 февраля 2021 года. Режиссёр: Андерс Томас Йенсен. В ролях: Мадс Миккельсен, Николай Ли Каас, Роланд Мюллер, Густав Линд, Николас Бро и другие.

Два года подряд престижный Роттердамский кинофестиваль открывается картинами, которые оказываются уж очень похожими на мировые хиты предшествующего года. В 2020-м смотр стартовал с португальской драмой «Москит», рассказывающей историю одного солдата, пробирающегося через кромешный ад Первой мировой. К сожалению, даже сюжетной, а порой и стилистической, привязки к оскароносному «1917» не хватило «Москиту», чтобы выбраться из плотной сетки фестивального контекста. Теперь свои шансы испытывает датский фильм «Рыцари справедливости», и, судя по всему, у него уже есть успехи – как минимум в российском прокате картина готовится навести шороха в самое ближайшее время.

«Рыцари справедливости» — это лента Андерса Томаса Йенсена, обладателя «Оскара» за короткометражку о выборах и нескрываемого клейма в виде участия в создании плачевной экранизации «Тёмной башни». Правда, участие его было ограничено работой над сценарием, но это мало что меняет. В «Рыцарях справедливости» Йенсен снова воссоединяется со своим постоянным актёром Мадсом Миккельсеном, который здесь играет военного, чья жена погибает в железнодорожной катастрофе. И вот герой Миккельсена вместе с ещё тремя мужчинами среднего возраста объединяются, чтобы доказать или опровергнуть одну теорию. Ничего не напоминает?

Да, пусть Йенсен совсем другого калибра режиссёр, чем Томас Винтерберг, пусть его фирменный чёрный юмор и намеренно несмешные шутки в какой-то мере обрамляют его авторский почерк, а история завязана совсем на другом, всё же во время просмотра «Рыцарей справедливости» трудно избежать сравнений с «Ещё по одной». Вот только сравнения будут явно не в пользу Йенсена, чья картина уступает одному из главных фаворитов в гонке за иностранный «Оскар» 2021 буквально во всём.

Остановимся поподробнее на сюжете. Происходит череда трагичных событий: кража велосипеда, увольнение и катастрофа в поезде, в котором находились жена и дочь Маркуса (Миккельсен). Жена погибает, а бывший военный в срочном порядке возвращается домой, чтобы позаботиться о дочке-подростке, с которой у них отношения не особо ладятся. Параллельно этому безумный математик Отто (Николай Ли Каас) уверен, что ничего в мире не бывает случайно, совпадений не существует, у всего есть причина. Отто сторонник теории детерминизма в равной степени, как и сотрудники исследовательского центра Devs из одноимённого мини-сериала Алекса Гарленда.

Странный Отто, его ещё более странный коллега Леннарт (Ларс Брюгманн) и последний безумец Эмменталер (Николас Бро), естественно, получившие отказы и насмешки от всех учебных и научных заведений, решают самостоятельно доказать свою теорию. Они уверены, что катастрофа на железной дороге не была случайностью, а является самым настоящим заговором преступной организации. Но без помощи сурового Маркуса им не обойтись.

То, что фильм позиционируется как комедия, большая ошибка. Комедийных элементов тут особо-то и нет – в первые полчаса «Рыцари» и вовсе нагоняют такой драмы, что дышать становится трудно. Дальше начинаются попытки в чёрный юмор, но в основном все «комедийные» моменты зиждутся на кривляньях чудаковатой троицы, один из которых отыгрывает устаревший вместе с Эмметом Брауном образ сумасшедшего учёного, а два остальных разыгрывают сценки из «Пинки и Брейна», где оба, к сожалению, Пинки.

Как кино, в основе которого история группы персонажей, «Рыцари справедливости», по идее, должны черпать свою силу из коллективной актёрской игры – как это было в «Ещё по одной», где каждый герой органично дополнял друг друга. Тут же характеры всех, кроме Маркуса, прописаны общими мазками, и вряд ли зрители проникнутся хоть к одному из них. А вот Маркус – действительно единственная причина, почему картину Йенсена всё же стоит увидеть: во-первых, потому что за его отношениями с дочкой, выстраиваемыми практически с нуля, наблюдать крайне интересно, а во-вторых, Миккельсен добавляет своему персонажу необходимой глубины и драмы.

«Рыцари справедливости» не могут определиться, чем именно они хотят быть. То ли драмой, размышляющей о тяжести семейной утраты, то ли авантюрной чёрной комедией в духе «Всё и сразу», то ли криминальным боевиком как «Парни со стволами». В итоге лента Йенсена застревает непонятно где – на территории серого триллера с нелепыми шутками и слабым сценарием. О лаврах «Ещё по одной» «Рыцарями справедливости» остаётся только мечтать. И это, к несчастью для Андерса Томаса Йенсена, скорее аксиома, чем теория.

Вадим Богданов,InterMedia

Последние новости